Елена Миллер
Приобщение дошкольников к традициям фольклора в процессе игры на ложках
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных образовательных учреждениях сейчас очень активно ведется работа по приобщению детей к народной культуре. Любой педагог ставит перед собой задачу: найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы увлекательно, доступно и ненавязчиво приобщить детей к фольклорным традициям, так как воспитательный потенциал фольклора велик и многообразен.
Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении у меня
не велик (2 года, при этом имею большой педагогический опыт работы в ДШИ.
Публикация «Приобщение дошкольников к традициям фольклора в процессе игры на ложках» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Игры, пособия, викторины
- Темочки
И так как я по первому образованию «народник», придя работать в детский сад мне хотелось прежде всего начать работу по созданию оркестра или ансамбля.
С помощью любого народного инструмента ребенок может не только проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры ему нравятся. Малыш никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.
Ребенок, взяв в руки музыкальный инструмент, как бы «ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа» и от этого эмоциональное воздействие этого музыкального инструмента усиливается.
Применяя на занятиях шумовые инструменты, заметила, что дети с большим интересом выполняют различные ритмические задания деревянными ложками.
Играя на ложках, ребенок входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования этого инструмента. А проводниками в этот мир образов служат сказки, былины, народные песни.
Музыкальные деревянные ложки относятся к шумовым ударным инструментам. Инструменты этой группы доступны для освоения детьми.
Ложки – своеобразный русский народный ударный инструмент. Ложки были и остаются одним из самых самобытных и популярных у русского народа ударных инструментов. Общеизвестно, что еще в 18 веке инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своем творчестве ложки. На них играли веселые, шуточные песни. А скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время ложки – обязательный атрибут любого фольклорного или инструментального ансамбля.
Сейчас очень много в интернете можно найти «авторских», «модифицированных» и т. п. программ по обучению игре на музыкальных инструментах (в том числе и на ложках) в дошкольном учреждении, где основной акцент ставится на развитие исполнительских навыков. Данные программы рассчитаны как правило на работу с одаренными детьми, так как создание оркестра подразумевает большую работу по созданию слаженного коллективного исполнения музыкального произведения.
Я в своей работе опираюсь на то, что неталантливых детей не существует. Надо просто к каждому ребенку найти свой заветный ключик. И обучаю игре на ложках всех детей, независимо от природных способностей. Кроме того, в связи с миграционными явлениями состав дошкольников многонационален. Но тем не менее играют на ложках у нас все дети, независимо от национальности.
Для каждой группы составляется план работы на год, результатом которой становится публичное выступление.
Знакомство с ложкой начинаю с младшей группы.
Впервые увидев красивую расписную деревянную ложку на музыкальном занятии, малыш начинает проявлять активное любопытство к этому предмету. Малышам нравится подержать ложки в руках. В игровой форме происходит первое знакомство с ложкой, как с музыкальным инструментом. Малыши с интересом прислушиваются к звуку, издаваемому ложками. У детей младшего дошкольного возраста игра на ложках носит ознакомительный характер, при это важно, чтобы ему нравился этот процесс.
У малыша обязательно должно быть радостное настроение от «общения с ложкой», так как в противном случае может возникнуть в будущем нежелание брать в руки любой музыкальный инструмент. И чтобы заинтересовать малышей, в гости к ребятам приходят персонажи различных русских народных сказок (Петушок, Зайка, Мишка косолапый, Лиса и другие). Но приходят они обязательно с сюрпризом, подарком для ребят. А это – ложки.
В младшей группе проводим развлечение «К нам гости пришли! Инструменты принесли», в котором используем народные сказки и русскую народную музыку.
Обучение игре на ложках начинаю с детьми средней группы. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем и во время индивидуальной работы с детьми.
Большое внимание уделяю посадке детей во время игры. Любой показ сопровождается объяснением.
Основой музыкального материала служат мелодии русских народных песен в инструментальном звучании. Часто исполняем экспромтом метроритм знакомых детям приемов игры на ложках под фоновое звучание русских народных мелодий. У детей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость в виде игры на ложках.
В старшей группе происходит постепенное приобщение детей к традициям русского быта. Проводятся беседы об истории деревянной ложки, ее разновидности. Проводится открытое занятие «Мы на ложечках играем, вас послушать приглашаем!», на которое приглашаются родители.
В подготовительной к школе группе обучению игре на ложках уделяется особое внимание.
Приобретая необходимые навыки игры на ложках, дети могут уже задействовать практически любую часть своего тела (а также сидящего рядом товарища) для воспроизведения звучания ложек.
Наряду с приобретением навыков игры на ложках, дети знакомятся с инструментами оркестра русских народных инструментов, слушают звучание русских народных инструментов (балалайка, домра, баян).
Русские народные инструменты служат также источником информации, так как слушая звучание того или иного народного инструмента, дети знакомятся с историей их создания.
Большой минус в моей работе заключается в том, что в данный момент дети не имеют пока возможности услышать звучание этих инструментов «в живую», потрогать их, прикоснуться к ним, так как у нас нет в наличие этих инструментов. В перспективе планируем решить эту материальную проблему. А «живое» звучание нельзя заменить никакой фонограммой или видео просмотром.
Дети старшего дошкольного возраста продолжают приобщаться к традициям русского народного быта. Дети постепенно представляют, как жили наши предки несколько веков назад, как были одеты, какие праздники почитали и т. п.
Так постепенно дети постигают культуру своего народа. Мы говорим о таких вечных ценностях, как Добро, Дружба, Любовь к своему краю, Уважение к своей стране.
Работа ведется в сотрудничестве с педагогами детского сада.
Планируя такую работу на учебный год, составляем совместно с воспитателями и педагогами план работы, который отображает весь комплекс мероприятий.
В просветительских целях планируются консультации для родителей, для воспитателей, лекции и т. п.
В этом учебном году запланированы:
- мастер - класс «Игра на ложках»
- музыкальная гостиная «Делу – время, потехе – час!»
- праздник «Рождество встречаем»
- праздник «Широкая Масленица»
- фестиваль талантов «Весенние колокольчики»
Мастер - класс «Игра на ложках» будет проводиться впервые.
На мастер-класс мы приглашаем как родителей воспитанников, так и воспитателей и педагогов детского сада.
Музыкальная гостиная – это тоже новое для нас направление. Надеемся, что детям будет интересно окунуться в другую эпоху и увидеть скоморохов, солдат царской армии. И конечно же на этом празднике будет много русской народной музыки, а дети покажут свое мастерство игры на ложках и других инструментах. Планируем провести музыкальную гостиную в зимний период.
Проведение праздника «Рождество встречаем» становится доброй традицией нашего детского сада. Это не народный праздник, а православный. Для всего коллектива нашего детского сада и для детей этот праздник –
целое событие. Мы тщательно готовимся и всегда очень волнуемся, так как всегда к нам приходят гости - отцы Димитрий, Александр, Семеон.
На празднике мы говорим о таких ценностях, как любовь, сострадание.
Но так же мы говорим о том, что «как и в былые времена, так и сейчас, накануне Рождества Христова люди колядуют, ходят по домам, а хозяева радостно встречают гостей, щедро одаривают конфетами, пряниками и всякими сладкими подарками». На нашем празднике дети читают шуточные колядки, играют на ложках, знакомятся с народными играми.
Фестиваль талантов «Весенние колокольчики» традиционно проводится у нас весной. Этот фестиваль мы проводим с целью выявления одаренных детей и поддержки детского творчества. В фестивале 3 номинации, и одна из них – игра на музыкальных инструментах. Ансамбли ложкарей подготовительных групп как правило «срывают шквал аплодисментов».
Благодаря восприятию музыки, игре на народных инструментах, пусть даже таких простых, как ложки, ребенок духовно обогащается. Слушая народную музыку, исполняя ее, ребенок испытывает определенные положительные эмоции. Кроме того, игра на народных инструментах активизирует познавательную сферу.
Знакомство с традициями и историей развития русской культуры, исполнительство на народных инструментах, поиск новых красок и их сочетаний в звучании инструментов во время музицирования – все это положительно влияет на формирование устойчивого позитивного отношения у ребенка к окружающему миру.