Олеся Средина
Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре Кубани
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд2. Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так взрослый должен заботиться
о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
(В. А. Сухомлинский.)
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я представляю свой опыт работы по теме «Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре Кубани».
Публикация «Приобщение старших дошкольников к традициям и культуре Кубани» размещена в разделах
Слайд3. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Уже в дошкольном детстве у ребенка зарождается самосознание, а значит осознанное отношение к действительности.
Слайд4. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям, с любви к месту где он живет.
В моей работе с детьми возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций. Именно поэтому я начала работать над восстановлением утраченных связей между поколениями.
Почему я выбрала именно эту тему? Я считаю, что развивая у детей представления о человеке, я в первую очередь обращаюсь к истории и культуре собственного народа.
Слайд5. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через :
• фольклор;
• песни;
• произведения декоративного искусства.
Слайд6. Цель моей работы – формирование основ нравственного сознания дошкольников путем приобщения к традициям и народной культуре Кубани.
-2-
Слайд7,8. Работая по данному направлению, ставила перед собой следующие задачи (они представлены на слайде).
Для реализации поставленных мною задач я использовала различные формы работы: общение, дидактические пособия, чтение художественных произведений литературы, изобразительного и музыкального искусства.
Слайд9. Любой край, область, даже небольшой хутор неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отобранный материал позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славится наша станица, наш край.
Слайд10. Дети старших групп в результате проделанной работы знают название станицы, края,страны, улиц; имеют представление о государственной символике, предметах обихода кубанских семей в прошлом, традициях кубанцев : украшать жилище элементами декоративно-прикладного искусства: петриковская роспись, вытынанка, плетения из талаша, имеют представление о кубанских народных традициях, уважительно относятся к взрослым и пожилым людям.
Слайд11. Свою работу я строила в 3-х направлениях (они представлены на слайде)
Слайд12. Знакомство с традициями и культурой края проводила с детьми в игровой форме. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале лишь пассивные слушатели, спустя короткое время стремятся самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы.
Слайд13. Большим подспорьем был наш местный музей казачества. Детям нравилось смотреть на предметы старины, трогать некоторые из них, слушать интересные рассказы экскурсовода.
Слайд14. Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности. Дети рассматривали, лепили глиняную посуду и предметы обихода, украшали их росписью.
Плетение из талаша на Кубани ремесло традиционное, только подзабытое.
-3-
С помощью этой техники можно создать уникальные работы и вещи, которые нельзя купить в магазине.
Работу с детьми по талашу я хочу предложить Вам в виде сказки «Сказка о кукурузном зернышке».
Слайд15.
Вы послушайте, ребята,
Сказочку о зернышке.
О волшебных превращеньях
И приятных приключеньях.
В землю зернышки сажали
Их водою поливали.
Стало солнце пригревать,
Наши стебли согревать.
Слайд 16. Кукурузный лист созрел.
Отберем нам нужный.
В мастерскую добрых дел
Приглашаем дружно!
Слайд 17. Мы старались, посмотрите,
Что у нас тут вышло:
Из косичек рыбки в море,
Из листов- стрекозы.
А в подарок мамочке
С корзинкою розы.
Слайд18. Мы собрали урожай,
Чтобы был богат наш край.
Овощи и фрукты-
Всем на удивленье.
Мастерами из детсада
Сделаны с уменьем.
Слайд19. Превратилось зернышко
В розы и кувшинки.
В славные подарки-
Дар земли кубанской.
Вы скорее подрастайте,
Чудо- мастерами станьте!
Вот и сказочке конец.
Из нее вы все узнали,
Как листочки прорастали,
Талашом известным стали.
-4-
Как ребята из детсада
Дружно мастерили.
Те листочки все в поделки
Разом превратили!
Слайд20. Работа по знакомству детей с обрядовыми праздниками велась в тесном контакте с музыкальным руководителем. Особенное удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах. Интересно проходили «День матери», «День кубанской семьи», «Рождественские святки», «Масленица».
Слайд21. Не менее важным условием для приобщения дошкольников к народной культуре является взаимосвязь с родителями. Дети стремятся удивить родных, делятся новыми впечатлениями дома. Родные тоже включаются в обсуждение, рассказывают о чем-то своем. Такая связь с семьей меня очень радует, знания, данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находят свое закрепление, расширяются и обогащаются в семье.
Слайд22. Освоение народной культуры – это не проведение отдельных занятий, праздников, это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды, изменение каждого в процессе принятия нравственных ценностей народа.
Слайд23. Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, интерес к истории и культуре родной станицы и Кубани. Очень хотелось бы, чтобы проведенная мною работа не угасла в душах детей при переходе в школу, во взрослую жизнь.
Слайд24,25. Спасибо за внимание! Ваши вопросы.