Полина Димиденко
Опыт работы «Патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности. Воспитание патриотизма достаточно сложный процесс, поэтому мы начинаем говорить ребенку о необходимости бережного отношения к окружающему миру в дошкольном возрасте.
Публикация «Опыт работы „Патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Для человека нет ничего дороже Родины, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку увидеть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Взрослому необходимо ясное понимание того, как воспитывать патриотизм у дошкольников. Знакомство с малой Родиной должно быть непосредственным, развивающим; обогащать ребенка знаниями, формировать познавательные интересы и способности.
Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. Чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это очень важно!
В своей работе я доношу до детей то, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
В процессе всей работы я использую занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал : Провожу виртуальные экскурсии «По родному городу», где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям. А так же мною был разработан экологический проект «Заповедные места Самарского края», который способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к представителям живой природы и убеждает, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять. На таких занятиях стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой. Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора
В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.
Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей. Поэтому, мы принимаем активное участие в народных праздниках: “Веснянка”, “Масленица”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.
Все мы знаем Мама – самый родной и близкий человек. Огромную работу провожу с детьми к Дню матери, к Международному Дню 8 марта. Вместе с детьми мы изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали выставку рисунков: “Моя мама лучшая на свете»”, в группе оформили фото – альбом: “Любимой мамочке”.
Очень большая работа проводится и к Дню Победы. В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним! Мы гордимся!” :
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества. Для родителей подготовила и провела консультации на темы: “Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения”, “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки”, “Формирование гражданско- патриотической позиции детей дошкольного возраста”.
Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.