Галина Жаворонкова
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально и приоритетно для подрастающего поколения. Дети в дошкольном возрасте очень активны, инициативны, любознательны, имеют удивительные способности к сочувствию, сопереживанию. Именно это время благоприятно для развития патриотизма и духовности.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:
-развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации;
-формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны;
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
-формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей;
-развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми :
- создание предметно-развивающей среды для дошкольников по гражданско-патриотическому воспитанию.
-занятия в соответствии с темами;
-увлекательные беседы о родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов);
-работа с родителями;
-экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.
Процесс воспитания патриотизма следует начинать с раннего возраста, именно в тот момент, когда у ребенка закладываются основы личностных ориентиров. В таком случае, все яркие воспоминания и впечатления, связанные с патриотическим воспитанием, сделают его истинным защитником своей страны.
Начиная работу по нравственно-патриотическому воспитанию, мы стараемся создать в нашем детском саду для детей теплую, уютную атмосферу. Чтобы каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми.
Большое значение в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. В группе имеются дидактические, настольные игры – лото, разрезные картинки, наглядный материал, паззлы, домино и многое другое. Книги, фотоальбомы, находятся в доступном месте для воспитанников. Карты, глобусы позволяют путешествовать не только по детскому саду, но и по бескрайним просторам родины.
В системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников важно учитывать несколько направлений:
«Семья» воспитать любовь к самому близкому – к родному дому и семье – это основа основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников великой отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед родиной, любовь к отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. В 2016 году две семьи (Домрачевы, Кузьминых) приняли участие во втором конкурсе исследовательских работ «моя семья в истории великой отечественной войны 1941-1945 г. г.»
«Экология» через экскурсии и прогулки мы прививаем детям любовь к родной природе, закрепляем знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в нашей местности, формируем чувство ответственности за сохранение природы родного края. Во время экскурсий, наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.
«Труд человека» в первую очередь нужно знакомить с трудом людей своего села, края, страны (водитель, повар, библиотекарь, доярка и др.). Способствовать воспитанию уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.
Важным направлением в образовательном процессе ДОУ является приобщение дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для становления его личности. Нужно способствовать трудовой деятельности детей в основе, которой лежит желание сделать что-то для своей семьи, друга, педагога, для группы, для детского сада. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях: «поможем птицам зимой», «чистый посёлок», «елка, елочка живи!».
«Родина моя – бескрайняя Россия» дошкольник, прежде всего, должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России. Нужно постепенно подвести воспитанника к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая родина – Россия. Знакомя детей с родной страной, мы расширяем их представления о значении государственных символах России. Воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну российской федерации. Знакомим детей со столицей нашей родины – Москвой и другими городами России. Формируем представления о том, что России – многонациональная страна.
«Культура» «культура» - одно из важных направлений в образовательном процессе. Это различные праздники: народные, обрядовые, посвященные важным датам в истории России; развлечения; знакомство с местным народным промыслом. Дать детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждаем с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Интересным для воспитанников является знакомство с жизнью и творчеством отечественных художников, писателей, композиторов, военачальников, и многих других великих людей России.
«История» в нашем саду создан мини-музей «Русская изба». Здесь представлены предметы быта, старинная утварь, мебель. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. В нашем учреждении проводятся мероприятия, позволяющих формировать у воспитанников уважительное отношение к истории страны, ее традициям. Воспитанники с увлечение слушают рассказы о ветеранах, их героическом прошлом, выступают в концертных программах, изготавливают поздравительные открытки.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.