Анна Шехлова
Опыт работы по теме «Нравственное-патриотическое воспитание детей во второй младшей групе»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 24
Городского округа Вичуга
ПО ТЕМЕ :
«Нравственно- патриотическое воспитание детей во второй младшей группе».
Представлен воспитателем
Второй младшей группы
Шехловой А. Н.
2016 г.
Информационный лист
Публикация «Опыт работы по теме „Нравственное-патриотическое воспитание детей во второй младшей групе“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Автором представленного опыта является :
1. Шехлова А. Н. – воспитатель, год рождения – 1978, образование средне - специальное, квалификационная категория первая ( дата аттестации: декабрь 2012 г.). Адрес: г. Вичуга, ул. Литейная, д. 10/13, кв. 3.
Опыт работы воспитателя представлен разработанным перспективным планом по нравственно – патриотическому воспитанию детей во второй младшей группе конспектами совместной деятельности воспитателя с детьми по данному направлению работы. Все материалы обобщенного опыта работы находятся в методическом кабинете МБДОУ д/с №24 г.
Вичуга Ивановской области и используются педагогами ДОУ в практике работы с детьми.
АННОТАЦИЯ
Опыт работы по нравственно – патриотическому воспитанию разработан воспитателем Шехловой А. Н., МБДОУ детский сад №24 в процессе реализации одной из задач годового плана учреждения в 2016 – 2017 учебном году.
Шехлова А. Н. работает с детьми во второй младшей группе по программе «Радуга». Основной целью НОД по данному направлению является развитие всех сфер деятельности детей, формирование у детей различных способностей. Совместная деятельность проводится в игровой форме. Умело используются различные виды мотивации детской деятельности. В процессе проведения совместной деятельности педагог учитывает интеллектуальные возможности обучающихся. Программные задачи по нравственно – патриотическому воспитанию детей включаются в другие разделы программы.
Вносимый в совместную деятельность материал дети имеют возможность использовать в процессе свободной самостоятельной деятельности. Все организуемые и проводимые мероприятия дают неплохие результаты.
ВВЕДЕНИЕ
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д. С. Лихачёв.
Актуальность
«Нравственно – патриотическое воспитание» сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. С. И. Ожигов определял патриотизм как «преданность и любовь к отечеству.» Г. Балканов писал, что это «не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство, включающее в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, к дому,Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям». Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность к Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Патриотическое воспитание направлено на формировании личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, где на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание, как система целенаправленного воздействия.
Любовь маленького ребёнка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям- отцу, матери, дедушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. И здесь нам педагогам понятно, что воспитывать любовь к Родине, родному городу (как начало патриотизма и первых чувств гражданственности)- значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами «которые окружают ребенка».
ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Целью привития ребенку основ нравственного поведения является : Основные задачи:
Цель: Развитие социальных представлений о мире людей и взаимоотношений между ними.
Задачи:
Развитие доброжелательного отношения детей к близким людям – любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю.
Побуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, сверстников, а также героев сказок и животных.
Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду, пользоваться «вежливыми» словами: «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «спокойной ночи», выражать просьбы спокойным тоном.
Формировать представления детей о людях, их внешнего вида, эмоционального состояния, о делах и добрых поступках, о семье и родственных отношениях.
Расширять представления детей о детском саде и его ближайшем окружении.
Проблема социально-нравственного воспитания детей на сегодняшний день является крайне актуальной, поскольку социально-нравственное воспитание лежит в основе поступков, действий каждого человека, формирует в раннем возрасте его личность, характер, а также систему жизненных ценностей.
Свою работу я разбила на несколько тем. Все темы связаны между собой
Самую главную и важную роль в воспитании ребенка играет семья. Ребенок должен уметь и вежливо общаться, и умение делиться своими игрушками, и желание помогать старшим. Это все должно в первую очередь исходить от родителей и закрепляться воспитателями детского сада.
Ставится задача формирования чувства любви к природе, к родному городу, к детскому саду — воспитание любви к Родине.
Необходимо придать формирующимся чувствам детей активный, действенный характер, обеспечить их воплощение в реальных поступках: уход за растениями, поддержание порядка в группе и т. п.
Воспитывая любовь к своему детскому саду, городу – мы воспитываем еще и уважение к людям, которые трудятся для нас всех.
Так же произведения устного народного творчества, они не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаем их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Эмоциональная отзывчивость детей младшего возраста — одна из важных особенностей, определяющих их нравственное развитие.
Для реализации этой темы я выделила несколько видов деятельности работы с детьми.
Но самым главным и ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника является игра. Именно в игре ребенок знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь. Таким образом, в игре возможно найти резервы, позволяющие ненасильственно осуществлять адекватное развитие нравственной сферы ребёнка.
Методы работы :
Условия организации дидактических игр.
Содержание работы с детьми и родителями.
Привитие культурно-эстетических навыков.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является труд.
Приобщая их к труду, формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам»….
Постепенно от прогулок, от беседы и чтения книг, у детей складывается прекрасный образ родного края, своей малой Родины.
Во время наблюдений, прогулок у детей формируются положительные эмоции, которые необходимо выразить. Изобразительная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного.
Дети рисуют в свободной деятельности и непосредственно-образовательной. Это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.
История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Воспитываем гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше.
Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни, важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем, родной страной. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Вот поэтому, передо мной стоит ответственная задача – научить детей с детства любить природу, любить Родину.
Садик- это второй дом,
Мы здесь дружно все живём
Праздники встречаем,
спим, поём, играем,
буквы изучаем,
Очень скоро подрастём
и все в школу мы пойдём
Итоги освоения содержания программы по социальному развитию:
-Дети проявляют активный интерес к словам и действиям взрослых, эмоционально откликаются на ярко выраженное состояние близких.
-Охотно участвуют в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
-Отвечает на вопросы о своей семье и ближайших родственниках. Называют свое имя, фамилию, пол, возраст. Научились говорить о себе в первом лице - «Я», высказывать свои желания («Я хочу», называть любимые игрушки, предметы, любимые игры, сказки, стихи.
-Стали охотно посещать детский сад, включаются в общий ритм жизни, с доверием относятся к воспитателю.
-Рассматривают сюжетные картинки, иллюстрации, в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентируются в ближайшем окружении (в группе ДОУ, на участке ДОУ и в семье).
-Научились наблюдать за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).
Все это закладывает у детей первые основы патриотизма.
Дети – будущее нашей Родины, им беречь и охранять ее просторы, ее красоты, ее богатства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Систематическое включение патриотического воспитания в воспитательно- образовательный процесс, организация предметно- развивающей среды позволяет решать задачи патриотического воспитания, формирование у детей любви и уважения к родителям, к родному краю, его истории, приобщение к культуре и традициям русского народа, воспитывает положительные личностные качества (трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие, сопереживание, активность, любознательность, что способствует повышению эффективности и качества воспитательно – образовательной работы в целом.