Лариса Перфильева
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 2 Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС до» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Слайд 3 Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны - постановлением Правительства Российской Федерации принята Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг»; приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013г. с 01.01.2014г введен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Слайд 4 В рамках реализации которого одним из основных направлений является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Слайд 5 Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для взрослых это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Одним из важных условий патриотического воспитания является сотрудничество педагогов и родителей, ведь мы с вами — главные участники образовательного процесса.
В детском саду ведется большая работа в этом направлении, но безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.
Слайд 6 Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Папа и мама – самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.
Известна истина: что заложено в человеке вначале жизни, то остаётся навсегда.
Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной и вдумчивой работы.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо использовать различные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
Слайд 7 Одним из эффективных средств формирования начал патриотизма является игра. Большую часть времени ребёнок играет. В игре он отображает окружающую жизнь, труд взрослых, в игре развивается первое элементарное чувство дома. Создавайте дома условия для игры в «Дочки-матери», «Семья», «Детский сад» и другие. Если у ребенка есть строительный материал, конструктор можно предложить ему построить дом и разыграть «Новоселье».Также дети очень любят играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать, что – то новое о малой или большой Родине, других странах. Увлекательные путешествия можно совершать по глобусу, картам и фотографиям.
Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
Слайд 8 В развитие патриотических, нравственных представлений большую роль играет формирование у ребёнка любви к природе. Большое значение имеют прогулки.
Во время прогулки по улицам села, города расскажите, какие социальные объекты, памятники находится на этой улице, их значении, какую историческую значимость они имеют, в честь кого названа улица и чем славится. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, на реку, в поле, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Во время прогулок с ребёнком обращайте внимание на интересные растения, животных, отмечайте состояние погоды. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее. Можно собирать и создавать дома коллекцию необычных камешков, гербарий. Знакомя с правилами поведения в природе, формируйте их в позитивной форме (как помогать, как заботиться, а не в негативной («не рвать», «не топтать»)
Слайд 9 Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие-то обязанности. Семья-первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Радость от коллективного труда, гордость общими результатами, родительская похвала станут важным эмоциональным фоном для формирования активной жизненной позиции будущего гражданина. Приучайте детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитывайте бережное отношение к общественному добру. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.
Слайд 10 Понаблюдайте вместе с ребенком за работой сотрудников учреждений – почты, аптеки, магазина, библиотеки, отметьте ценность их труда.
Слайд 11 Расскажите ребенку о своей работе, работе бабушек и дедушек: что делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине, что вам нравится в вашем труде, так дети смогут увидеть гражданское лицо своих родителей, принимать их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Слайд 12 Расскажите ребенку о том, как Вы были детьми. Рассмотрите вместе с ними семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с Вами. Чтобы не запутаться во множестве имен нарисуйте вместе генеалогическое дерево. Причем не за один вечер, а постепенно. Двигаясь вслед за историями, дорисовывайте новые веточки. Если Вы знаете о происхождении Вашей фамилии, расскажите об этом ребенку. Постарайтесь воспитать в нем чувство гордости за свою фамилию с детства. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Слайд 13 Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать народные и государственные праздники, чтить память погибшим воинам. Для детей выполнение традиций является нормативом, который вселяет уверенность в себе и своих силах, дарит чувство комфорта, защищенности и стабильности, а также настраивает на позитивное отношение к жизни. А самое главное - семейные традиции рождают гордость за свою семью и её уникальность, дарят незабываемые воспоминания из детства, о которых можно рассказать своим детям и внукам. И такие традиции достойны, чтобы их переняли и перенесли в свои семьи будущие поколения.
Слайд14 Обсуждайте с детьми происходящие события дня: кто отправился в очередной космический полет, кто победил в теннисном турнире, и т. д. это способствует формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет.
Слайд 15 Привлекайте детей к участию в общественной жизни страны, города, детского сада, участие в общенародных праздниках, субботниках, шествиях, акциях, например, в честь Дня Победы, районных конкурсах на лучший детский рисунок… Тем самым не только приобщая своих детей к общественной жизни, но и помогая им почувствовать пусть маленькой, но значимой частицей своего народа, своей страны.
Слайд 16 Старайтесь находить время вечерами и в выходные дни для совместных просмотров мультфильмов, чтения рассказов, сказок. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быта народа России; рассказывают о природе, животном мире. Обязательно беседуйте по сюжету, объясняйте то, что ребёнок не понял, отмечайте особенности героев и их поступки.
Слайд 17 Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинным патриотом.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».