Ольга Чернова
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников через обращение к фольклору.
«Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией»
В. В. Путин. Послание Федеральному собранию. 12.12.2012 года.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И воспитание национального самосознания, единства приобретает сегодня особенно актуальное значение.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
К сожалению, в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности, духовности зачастую не считаются важными.
Именно поэтому формирование нравственно-патриотических чувств ребенка - одна из ведущих задач в дошкольном образовании, в частности, в художественно-эстетической сфере.
Обращение к традициям русского народа, к его фольклору - один из наиболее эффективных методов воспитания патриотизма. Именно в народном творчестве нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни.
Фольклорные произведения русского народа помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
В нашем дошкольном учреждении развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника.
Одной из традиционных форм «погружения» в народную культуру стало проведение фольклорного фестиваля «Моя Россия», организуемого для всех воспитанников детского сада и их родителей. Чтобы понять идейную концепцию фестиваля,необходимо вспомнить, что в реальных народных праздниках, обрядах, играх не было просто зрителей. Разнообразие ролей позволяло каждому стать действующим лицом в соответствии со склонностями и способностями. Поэтому каждый ребенок и его родитель должны почувствовать себя активными участниками, быть вовлеченными в интересующие их виды деятельности, а в конце мероприятия с гордостью подумать: «Да, я- россиянин,и это- моя Россия!»
Цели фестиваля:
1. Формирование нравственно-патриотических чувств ребенка.
2. Создание благоприятных условий для формирования основ базовой духовной культуры ребенка.
3. Актуализация роли семьи в патриотическом воспитании детей.
Задачи фестиваля:
1. Активизация творческой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей.
2. Привлечение родителей к активному участию в фестивале.
Народные праздники всегда связаны с игрой. А по своей сути, народное искусство синкретично. Оно соединяет в себе и пение, и движение, музицирование и игру. Яркий пример синкретичности - хороводная игра. Хороводные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством. Также они играют огромную роль в коммуникативном воспитании. Но, к сожалению, они почти исчезли сегодня из детства.
Поэтому при подготовке к фестивалю была использована форма практикума по теме «Народные музыкально-коммуникативные игры». На фестивале фольклорный ансамбль «Барабушка» (МБО УДОД «ЧДШИ № 1») уже не первый раз в нашем саду забавлял ребят старинными русскими играми. В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о доброте, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей Поэтому в репертуар для выступления на площадке «Лейся, песня» включены были песни о русских мастерах, о гостеприимности русского человека,о красоте нашей Родины. (песни «Моя Россия» музыка Г. Струве, слова Н. Соловьевой, «Хохлома» А. Ермолова, «Самовар» музыка и слова З. Роот и др.) Замечательно то, что в фестивале участвовали и родители, и дети. Заранее вместе они готовили небольшие кукольные спектакли, драматизации по русским народным сказкам для театральной площадки, принимали участие в создании выставки «Русь старинная». Дети воочию увидели старинные русские предметы быта. На площадке «Волшебные узоры» украшали хохломской росписью сувениры и любовались выставкой дымковской игрушки. Был разработан план фестиваля, согласно которому работало несколько площадок. На каждой площадке закреплен ответственный – ведущий. Благодаря их слаженной работе ни одна интересная деталь фестиваля не осталась без внимания детей и их родителей:
План- расписание фестиваля
Время Место Название площадки Ответственные
С 15.40 до 16.40 часов
отдельно по группам Музыкальный зал «Игры и забавы» Музыкальный руководитель и фольклорный ансамбль «Барабушка», воспитатели
С 15.40 до 19.00 часов Музыкальный зал Выставка «Русь старинная» Старший воспитатель, воспитатели
17.00 – 17.20 часов
Группа № 5,6,8 Музыкальный зал «Лейся, песня» Музыкальный руководитель, воспитатели
17.20 – 17.40 часов
Группа № 2,4,7
17.50 – 18.50Все группы
17.00-19.00 Музы
кальный зал
Спортивный зал
«Театральная»
«Волшебные узоры» Музыкальный руководитель, воспитатели
воспитатели
Ежегодно дети нашего ДОУ выступают на Концерте, посвященном Дню народного единства, организованном городским отделом культуры.
Приобщение к истории, культуре России и родного края – задача, которая решается при подготовке к таким ежегодным мероприятиям, как муниципальный фестиваль «Народы Прикамья»(в 2015 году наша команда «Лучики Прикамья» стала победителем) и праздник в ДОУ «День флага».
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. И тогда русская песня, русское поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствовать пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к исконно русским духовным ценностям.
Литература:
1. «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа». Г. А. Антонова, О. М. Ельцова, Н. Н. Николаева. «Детство-пресс»,2012.
2. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников».В. И. Савченко. «Детство-пресс»,2013.