Людмила Аникина
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв.
Цель:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание я уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
патриотизм;
активная жизненная позиция;
творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
уважение к традиционным ценностям.
Работу над этой темой следует начинать с младшей группы с обязательным привлечением родителей.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип «позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
2. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.
3. Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов.
4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
5. Принцип деятельного подхода.
6. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.
Формы и методы реализации проекта:
• диагностика (определение уровня знаний, умений и навыков детей);
• организованные формы обучения на занятиях;
• консультации, рекомендации, памятки;
• анкетирования;
• родительские собрания;
• развлечения, праздники;
• встречи;
• просмотр мультипликационных фильмов;
• тематические недели;
• Дни открытых дверей;
• беседы;
• составление рассказов;
• рассматривание иллюстраций, фотографий, тематических альбомов;
• художественно-изобразительная деятельность;
• экскурсии;
• слушание песни о нашем городе
• сюжетно – отобразительные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры;
• чтение художественной литературы;
• фольклорные праздники;
• театрализованные игры по русским народным сказкам;
• выставки детского рисунка;
Предполагаемый результаты:
Дети должны знать:
Младшие группы:
• Должен знать свое имя, свою фамилию, различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка). Знать имена мальчиков и девочек.
• Узнавать дом, квартиру в котором живет, детский сад, свою группу, своих воспитателей, няню.
• Должен испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Должен знать домашний адрес.
• Должен бережно относится к результатам труда взрослых, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.
Старшие группы:
• Место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия.
• Свою нацию, русскую культуру, язык, должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу нашей Родины – Москву. Ее историю, достопримечательности. Дети должны знать флаг, герб, гимн России.
• Дети должны знать, что они являются жителями планеты Земля.
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". В старших группах добавляются темы «Родной город», «Страна, столица, символика», «Права и обязанности». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, не регламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции, Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т. д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Работа по нравственному-патриотическому воспитанию проходит через тесную связь с родителями, семьей. Проводились родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, круглые столы и т. д.
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитываю в них гуманное отношение к своим близким. А так же семейное изучение своей родословной. С младшей группы дети вместе с родителями составляют генеалогическое древо своей семьи, портфолио на каждого ребенка. Вместе с родителями дети рассматривают древо, затем уже сами в группе рассказывают своим товарищам о своей семье.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.
Я приобщаю детей и к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даю детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки.
Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие попавшим в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга.
Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Дети старших групп показывают сказки для малышей, используя различные виды театров.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Но в группах разного возраста созданы с помощью родителей уголки с ознакомлением русской культуры и истории.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.
История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее города. Знакомя детей с родной страной, я расширяю их представления о значении государственных символах России. Воспитываю уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомлю детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.
Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формирую основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины.
Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по нравственно- патриотическому воспитанию, улучшилось взаимопонимание между родителями и детьми.