Наталья Крайнова
Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ,» размещена в разделах
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства, молодое поколение забывает свою родную русскую культуру, народные игры. Основными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости» - телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети ценный ресурс страны, залог ее будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
1. В программах, по которым работает коллектив детского сада, определены вопросы по воспитанию в ребенке с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной природе, семье, дому, городу, Родине. Часто они формулируются одной фразой, не говорится о средствах и методах решения этих задач.
2. Методической литературы по данному вопросу выходит достаточно много, в каждой освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания и нет стройной системы, отражающей полноту данного вопроса.
3. Особенности дошкольного возраста - эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность.
Исходя из этого, важно отобрать содержание и знания, которые бы способствовали: Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, поселку. Формированию бережного отношения к природе. Развитие интереса к традициям народов России. Расширению представлений о городах России. Знакомству детей с символами государства. Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны. Толерантного отношения к другим народам.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 — 2010, 2011-2015 годы», определили основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время».
Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, т. к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле - здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкает задача патриотического воспитания.
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства, не забывая о том, что патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально. Он связан с духовным миром человека. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности региона, где он живет. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати- поле».
Список литературы:
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : Изд-во ЦГЛ, 2008.-187с.
2. Ветохина А. Я. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детсво-пресс, 2009.-234с.
3. Гербова В. В. Занятия по развитию речи. – М. : Мозаика-Синтез, 2009.-68с.
4. Далинина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. - М. : АРКТИ, 2005.-226с.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. - М., 2008.- 156с.
5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. - М. : Сфера, 2010.-231с.
6. Мосалова Л. Я и мир. - М. : Детство, 2011.-128с.
7. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М. : Линка- Пресс, 2006.- 184с.