Ольга Викторовна Орлова
Гражданственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях реформирования системы дошкольного воспитания, все более актуальной становится проблема приобщения ребенка к общечеловеческим и отечественным ценностям, становления дошкольника как личности, формирования его гражданской позиции, патриотических чувств, усвоения национальных традиций и социокультурных норм.
Важность гражданско-патриотического воспитания в современных условиях отмечена и в ряде нормативных документов таких как:
Публикация «Гражданственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
• Закон «Об образовании в Российской Федерации» (утверждены принципы государственной политики в области образования, которые провозгласили его гуманистический характер, приоритет жизни и здоровья человека, его прав и свобод, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности).
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором одним из основных принципов является «приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
• Проект Национальной доктрины образования в Российской Федерации
(подчёркивается, что «…система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России».)
• Государственная программа «Патриотическое воспитание гражданина Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»
( ставит перед обществом цель: «внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы; повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания»).
Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы – формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Основные задачи по данному направлению представлены на слайде:
1. Формировать позитивное, ответственное отношение к себе.
2. Формировать модели поведения ребенка во взаимоотношениях с другими людьми.
3. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение ребенка к окружающему миру.
4. Заложить основу системных знаний, сформировать коммуникативную компетентность, навыки работы с информацией.
Организация гражданско-патриотического воспитания является актуальной проблемой современного российского образования и одним из новых подходов к проблеме формирования у детей созидательного отношения к общечеловеческим ценностям в современных условиях.
Василий Александрович Сухомлинский, стоявший у истоков гражданского воспитания в России, писал: «Я вижу миссию учителя прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества». Воспитать гражданина и патриота своей страны можно только в результате системного подхода к вопросам патриотического и гражданского воспитания.
Дошкольный возраст – время первоначального становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена человеческого общества. Для этого необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества.
В своей работе выделяем ряд общепедагогических принципов патриотического образования дошкольников (они представлены на слайде) :
Принцип целостности – единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;
Принцип гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;
Принцип деятельного подхода – любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности;
Принцип интеграции – этот принцип позволяет совместить аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.
Принцип культуросообразности, который основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;
Принцип возрастного и индивидуального подхода, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;
Принцип рациональности - рациональное сочетание разных видов деятельности, характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, экскурсии (в том числе виртуальные, прогулки, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание иллюстраций. Игры так же способствуют решению задач патриотического воспитания.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, способствующие развитию патриотических чувств:
1. Рождественские колядки;
2. День защитников Отечества;
3. Масленица;
4. День Победы;
5. День защиты детей;
6. Конкурсы, соревнования, викторины.
7. Проектная деятельность
8. Использование ИКТ-технологий
Так в 2011 году в нашем детском саду был создан и реализуется по настоящее время проект «Формирование единого информационного образовательного пространства ДОУ как условие обеспечения современного качества образования». В 2014году приступили к реализации проекта «Использование информационно-коммуникационных технологий в реализации задач духовно-нравственного воспитания дошкольников». Данный проект реализуется в рамках городского медиаобразовательного проекта «Взгляд», реализуемого Городским центром информатизации «ЭГИДА».
Воспитание гражданственности и патриотизма у наших воспитанников строится на принципах развивающего обучения и основано на позитивной Я-концепции, а также состоит из нескольких направлений.
Первое направление: Я и моя семья
К основной задаче гражданского воспитания старших дошкольников причисляется : формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду. Воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и семье - это основа основ патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень.
В нормативных документах и программе дошкольного учреждения отражена необходимость активного взаимодействия с семьей. Образ «Я» начинает формироваться с раннего возраста в результате взаимодействия с близкими людьми. Общение со взрослыми - важный источник знаний ребенка о себе.
В нашем детском саду регулярно проводятся совместные с родителями праздники: спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», семейные музыкальные конкурсы «Алло, мы ищем таланты», традиционная театральная неделя «В гостях у сказки», которая проходит с участием родителей, конкурсы рисунков и поделок на различные темы такие как "Улица, на которой я живу", «Моя семья», «Милая мама» и другие. Ежемесячно выпускается газета детского сада, в которой родителей знакомят с актуальными событиями, происходящими в жизни детского сада.
Во время образовательной деятельности формируем у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, развиваем самопознание и чувство гордости за свою семью, воспитываем у детей доброе отношение к родным и близким.
Второе направление: Мир людей.
Это направление работы мы определяем следующим содержанием: Родившись, человек становиться частью общества. Сначала – это семья, группа детского сада, соседи, но уже в этих маленьких сообществах действуют разные правила и традиции, которые выполняют все члены этого сообщества. В жизни также существуют правила: правила дорожного движения, правила безопасности, правила гигиены, правила поведения в общественных местах. В обществе взрослых, помимо правил, действуют законы.
Мы стараемся дать ребенку возможность поближе узнать “мир людей” - взрослых и сверстников. Для этого создаем проблемные ситуации, направленные на развитие гибкого социального поведения, проводим виртуальные экскурсии и прогулки, просматриваем презентации. Знакомим детей с зарубежными странами и элементами их культуры, расширяя в их сознании границы мира.
Правовое воспитание – еще один путь воспитания гражданственности и патриотизма ребенка. Дети должны знать о своих правах.
Третье направление: Человек-труженик.
В процессе работы по гражданско-патриотическому воспитанию должны решаться, на наш взгляд, более широкий круг задач. Это, обязательно, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда.
В этом направлении мы знакомим детей с различными профессиями, с трудом людей своего города и страны. Воспитываем гордость за результаты их труда.
Кроме того, приобщаем дошкольников к трудовой деятельности. Трудовая деятельность необходима для формирования личности. Стремимся способствовать трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для группы, для детского сада и т. д.
Четвертое направление: Экология.
Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе, иметь представление не только о природе и ее законах, но и учит видеть ее красоту, жить с ней в мире и добрососедстве, не нарушая ее ритма, защищать ее.
Знакомим детей с природой родного города. Проводим целевые прогулки в разные времена года, чтобы дети увидели красоту природы, читаем отрывки из стихотворений И. А. Бунина, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой. Дети получают краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры.
Знакомим детей с многообразием животного и растительного мира, через устный рассказ педагога, чтение книг В. В. Бианки, А. Н. Плещеева, Г. А. Скребицкого. Закрепляем и расширяем знания о жизни животных.
С детьми проводим беседы и о том, как сберечь природу. Кроме того, проводим природоохранные акции «Посади елочку», «Изготовление кормушки» и др. с участием детей, педагогов и родителей.
Пятое направление: Культура.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.
Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. В нашем детском саду регулярно проводятся праздники и развлечения по русским народным календарным праздникам.
Кроме того, наши воспитанники принимают участие в различных конкурсах, таких как районный фестиваль «Широкая Масленица», районный конкурс эстрадного вокала «Золотой микрофон», районный конкурс хореографических коллективов «Танцплощадка», конкурс чтецов «Искусство звучащего слова», городско вокальный конкурс «Первоцвет» и многие другие.
Шестое направление: “Родина моя – бескрайная Россия”
Одно из направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию – это воспитание любви к своей Родине.
Детей знакомим со своей страной, и прежде всего, со своим родным краем. Рассматриваем иллюстрации государственного флага и герба, расширяем представления о значении государственных символов России, воспитываем уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомим со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами.
Расширяем представления о защитниках Отечества в разные исторические эпохи, читаем былины о русских богатырях. Углубляем знания о Российской армии, воспитываем уважение к мужеству русских солдат. Формируем у детей образ героя, защитника своего государства, прививаем любовь к Отечеству и родному краю.
Хорошей традицией в детском саду стало проведение спортивно-патриотической игры «Зарница» для детей старшего дошкольного возраста. Проходит она в конце февраля и совпадает с празднованием «Дня Защитника Отечества». На спортивной площадке собираются воспитанники, готовые играть и побеждать. Такие мероприятия оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние, способствуют развитию чувства патриотизма и укрепляют здоровье детей.
Седьмое направление: История.
Педагоги нашего учреждения проводят много мероприятий, позволяющих формировать у детей уважительное отношение к истории страны, а встречи с ветеранами Великой Отечественной войны уже вошли в традицию. Дети с увлечением слушают рассказы ветеранов о героическом прошлом, готовят концертные программы, поздравительные открытки.
Ежегодно педагоги и воспитанники нашего детского сада принимают участие в фестивале военной и патриотической песни «Песни Победы».
2014-2015 учебный год также не стал исключением, и мы отметили 70-летие Победы праздничным концертом, с приглашением ветеранов войны и труда. Воспитанники нашего детского сада принимали участие в различных конкурсах как в ДОУ, так и вне, посвященных этой знаменательной дате. (конкурс детского творчества «Спасибо деду за Победу», районный конкурс изобразительного и декоративно - прикладного творчества «Мы – наследники Победы» и др.)
Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.