Наталья Волкова
Патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников через
ОО «Социализацию», «Коммуникацию»,
«Чтение художественной литературы» в старшей группе.
Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, я, как воспитатель, формирую такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам. Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому я стараюсь научить ребенка с самого дошкольного возраста.
Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музей).
Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, я стараюсь в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины.
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.
А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Л. М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова.
«Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками».
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живём в России»
Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина».
На основе опыта общения со взрослыми у детей расширяется и круг общения со сверстниками.
Уделяю большое внимание работе над понятием «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках; дети составляют рассказы о родителях, о том, как они вместе отдыхают. Готовим подарки для родных и близких, совместные праздники, «маленькие концерты», инсценировка сказки, рисовать на темы «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали». Показываю ребенку пример общения, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать его и т. п.
Хочу подчеркнуть, что дошкольнику свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в своей работе использую не только художественную литературу, иллюстрации, открытки, фотографии, но и наглядные материалы бытовых предметов, применяю современные интерактивные средства: показываю ребятам презентации, с помощью музыкального руководителя проводим красочные экскурсии по родному городу, через просмотр мультфильмов рассказываем о жизни народов Кубани такие, как «Казаки кулеш варили». Знакомим с одеждой казаков и казачек, с Кубанским Казачьим хором, народными инструментами, запланировано знакомство с народными играми. (Собрана картотека).
В нашем детском саду есть мини-музей, где дети смогли познакомиться с историей и бытом малой родины. Ребята всегда с большим удовольствием посещают музей, т. к. все экспонаты в нем интерактивны - их можно потрогать, пощупать, поиграть с ними. (Особенно в летнее время)
Совершили мы экскурсию в музей города, где дошкольникам рассказали о народной живописи и ребята активно приняли участие в творческой деятельности. После посещения музея, дети делились с родителями, друзьями своими эмоциями от увиденного и услышанного, а также передавали свои впечатления в росписях (это петушки, коровка, тарелочки).
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
Маленький ребенок, дошкольник или младший школьник, еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого народа.
Широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Работая по проекту «Помним, гордимся» знакомились с героями русской истории. Ребята с интересом слушали о русских полководцах, композиторах. Готовили совместно с родителями рефераты об участниках В. О. В. Самая памятная встреча с Ветераном В. О. В. Канищевым Г. И. (возложение цветов к вечному огню).
Большое место занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Другим важным направлением моей работы является ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.