Ольга Ильина
Паспорт педагогического проекта для работы с детьми младшей группы «Что за чудо-огород на окошечке растет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Автор проекта : воспитатель - Ильина Ольга Ивановна
Тип проекта : познавательно – исследовательский
Вид проекта : краткосрочный, групповой
Срок реализации проекта : 01.04.19 г. - 26.04.19 г.
Участники проекта : воспитатель группы, дети, родители.
Публикация «Паспорт педагогического проекта для работы с детьми младшей группы „Что за чудо-огород на окошечке растет?“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Проблема: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Получать такую информацию самостоятельно, ребёнок сможет, если в группе оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Наблюдая за растениями, ребёнок учится распознавать иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого целиком зависит от того, полили его или нет, много или мало, холодной водой или комнатной, чистой или с добавлением удобрений. Только с помощью взрослых ребёнок дошкольник может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла и хорошей почвы, света и полива.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать.
Чтобы приучить детей к систематическим наблюдениям, взрослому нужно помочь ребёнку осмыслить их. Посадив в землю семена, ребёнок может наблюдать, как появляется росток, семядольные листочки, основные листья и т. д.
В зимне-весеннее время, когда ещё не сошёл снег, пышный огород на окне становится особенно привлекательным, ну а появление долгожданных плодов на растениях для ребёнка – сущий праздник и награда за его терпение и труд.
Ребёнок, прошедший такую школу «зелёного» воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность и пытливость ума, потому что он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зелёных друзей, умеет их беречь и радоваться им.
Цель проекта :
Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи проекта :
1. Дать знания, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.
2. Расширить знания и представления детей о полезных свойствах овощей (лука, чеснока, свеклы салата, их строении и условиях, необходимых для их роста.
3. Уточнить представления о труде взрослых, учить детей правильно называть трудовые действия.
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уточнить знания детей о привычках полезных для здоровья человека.
5. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
6. Получить положительные эмоции от полученных результатов.
7. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Этапы проекта :
1 Этап - Подготовительный:
Содержание деятельности воспитателя и детей:
1. Определение темы Проекта;
2. Формулировка цели и определение задач;
3. Подборка материала по теме Проекта (литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа Проекта.
Работа с родителями :
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц;
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
2 Этап - Основной (исследовательский) :
Содержание деятельности воспитателя и детей:
1. Рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).
2. Посадка: лук коллективно, огурец,
3. Посев: пшеница, салат, укроп.
4. Исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление.
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
Дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», "Вершки и корешки"," Узнай и назови" (Овощи и фрукты, " Угадай на вкус", " Собери овощи в корзинку, а фрукты в вазу ", " Что лишнее?", " Скажи ласково!", "Путаница"(Собери правильно растение : корень, стебель и т. д.).
Сюжетно- ролевые игры: собери пазлы на тему "Овощи".
1. Научим куклу Катю ухаживать за растениями на нашем огороде.
2.«Мамины помощники». Рассортировать продукты по кастрюлям, необходимые для приготовления борща, а какие для приготовления компота.
3. Продуктовый магазин.
Пальчиковая гимнастика:
1. «Алые цветки»
2. «Мы делили апельсин»
3. «Мы капусту рубим»
4. «Яблонька»
5. «Репка
-раскрашивание картинок "Овощи", "Фрукты"; рисование "Мои любимые фрукты и овощи", лепка "Чудо-горошины";
- чтение художественной литературы (русские народные сказки "Репка", "Вершки и корешки", "Пых", "Бобовое зёрнышко", стихотворения С. В. Михалкова "Овощи", стихи об овощах и фруктах, " Однажды с базара хозяйка пришла", загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций в книгах.
Работа с родителями :
• беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
• памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.
3 Этап – Заключительный:
Содержание деятельности воспитателя и детей:
1. анализ полученных результатов;
2. Фотоотчет "Как мы сажаем и ухаживаем за растениями"
Оборудование:
Музыкальный центр, компьютер, цифровой аппарат, видеопроектор.
Работа с родителями :
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами с мая по август.
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
Предполагаемый результат:
1. Ознакомление детей с культурными растениями.
2. Формирование интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
3. Воспитание бережного отношения детей к растительному миру.
4. Воспитание уважительного отношения к труду.
Продукт проекта :
1. Создание в группе огорода на подоконнике.
2. Оформление папки - передвижки для родителей «Зеленый мир на окне», «Лук от семи недуг».
3. Презентация «Огород на окне».
4. Беседа «Зелёные витамины» (использование лука в пищу).
Результат проекта :
Оформили выставку рисунков «Овощи», «Огород на подоконнике» .
Фотографии детей в экспериментальной деятельности.
Досуг «В гостях у Витаминки».
Презентация:
Показ презентации по проекту «Что за чудо огород на окошечке растет?»
Рефлексия:
Подведение итогов реализации проекта.
Условия и средства реализации:
1. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М. : 2009 г.
2. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
3. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -( Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
4. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
5. Николаева С. Н. Как приобщить ребё нка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с