Светлана Тарасова
Паспорт кабинета учителя-логопеда, дефектолога.
▼ Скачать + Заказать документы
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т. е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
Публикация «Паспорт кабинета учителя-логопеда, дефектолога,» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Логопедические кабинеты. Образовательная среда
- Оформление кабинетов в ДОУ
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
• Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону
Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек, классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся.
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.
Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стилажи или шкафы для хранения материалов.
Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния учащихся. В соответствии с особенностями учащихся, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста с этими учащимися следует выделить следующие развивающие среды.
Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры и пособия из серии SPECTRA, LOGO VERLAG, комплекты Монтессори)
Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал) :
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис) : наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия из комплекта Монтессори; дидактические игры: «Зоопарк из Тарамбуко», «Сенсино» и др; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями
Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память) : звуки природы; звуковые лото; шумовые коробочки Монтессори; музыкальные инструменты; игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз) : различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнеры с природными материалами; Монтессори материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; Монтессори материалы для развития различения объемных форм стереогнозиса; пособие «Почтовый ящик».
Материалы для развития сенсорной интеграции (полисенсорное восприятие объектов) : наборы для полисенсорного восприятия; сыпучие материалы; комбинирование природных материалов; наборы Лего-конструктора; Лего-мозаики.
Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры: «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик»; пособия из серии SPECTRA, LOGO VERLAG ; игры на полу ««Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал) :
Материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др, дидактические игры «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик» и др
Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, дидактические игры «Сырный ломтик», «Бамболео», игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, образовательные конструкторы LEGO, LEGO Education, развивающе-обучающие игры и пособия из серии SPECTRA (счетные материалы, магнитные доски и плакаты, LOGO VERLAG, компьютерные развивающие игровые пособия, например, «Мир за твоим окном» Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина)
Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал) :
Материалы для развития учебного поведения, организации деятельности, произвольности: учебные пособия; развивающе-обучающе игры «Палитра», «Мозаика для развития пальцев», «Карточки Кайе» и др.
Материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
Материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия; кирпичи из конструктора LEGO; демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал», «Пространственные представления в речи».
Материалы для развития мышления: учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др. ; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO; LEGO-мозаика и др.
Материалы для развития речи и представлений об окружающем: учебные пособия,магнитные плакаты серии SPECTRA (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др); предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.
Материалы для формирования учебных навыков: магнитные плакаты и счетные материалы серии SPECTRA (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др, комплекты рабочих тетрадей с печатной основой для детей с ЗПР; наборы букв, цифр; пособия для закрепления учебных навыков для 1-4 классов начальной школы; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела).
1. Перечень диагностического инструментария учителя-дефектолога.
1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов /Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М. : АРКТИ, 2000
3. Мишина Г. А., Разенкова Ю. А., Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие// Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под ред. Стребелевой Е. А., М: «Просвещение», 2007
4. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. – М. : «Айрис-Пресс», 2006
5. Комплект практических материалов «Лилия». Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». Усанова О. - М. : НПЦ «Коррекция», 1994
6. Н. Л. Белопольская Когитон. Психодиагностический комплект М: «Когито-Центр», 2005
2. Список литературы по коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога.
2.1 Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г Развитие восприятия у ребенка. – М., 2001
- Агранович З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников– С. -П., 2003
- Шевлякова И. Н. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространтвенного мышления у детей младшего школьного возраста. – М., 2003
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007
- Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002
-Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей, М: «Просвещение», 2009
-Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет : Пособие для логопеда: В 2-х ч., Ч. 1 : Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. - М: «Владос», 2003. Ч. 2 : Формирование элементарного графического навыка. - М: «Владос», 2003.
2.2 Пространственно-временные отношения
- Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста (М., 2007)
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. – М., 2007
-Специализированная компьютерная программа «Мир за твоим окном» Е. Л. Гончарова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина)
2.3 Умственное развитие
- Яковлева Е. Л. Развитие внимания и памяти у школьников. – М. : Межд. пед. академ, 1995
- Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М., 1991
- Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школиников с задержкой психического развития. – М., 2006
-Ишимова О. А., Худенко Е. Д., Шаховская С. Н. Развитие речемыслительных способностей детей, М: «Просвещение» 2007
2.3 Нормализация ведущей деятельности
-Лидерс А. Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В кн. Маркова А. К., Лидерс -А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
2.4 Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
-Л. Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
- Т. А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М. ,1995
- Шевченко С. Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005
2.5 Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С. Г. Шевченко – М., 2004
- Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С. Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2004.
-Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). - М. : Школьная пресса, 2004.
-Капустина Г. М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. - М. : Школьная пресса, 2004.
-Волкова И. Н., Цыпина Н. А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). - М. : Школьная пресса, 2004.
-Волкова И. Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). - М. : Школьная пресса, 2004.
-Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р. Д., Владимирова Е. В., Мещерякова Т. А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
-Тригер Р. Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов» : 2 класс – М. : Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Тригер Р. Д., Владимирова Е. В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М. : Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Шевченко С. Г., Капустина Г. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
Шевченко С. Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация "XXI век", 2005.
3. Список методической литературы.
Организация работы, нормативная база
1. Положение о классах коррекционно-развивающего обучения
2. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6
3. ЕпифанцеваТ. Б. Настольная книга педагога-дефектолога М., 2006
4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение ребенка/Под ред Л. М. Шипициной М:2003
5. Шевченко С. Г., Бабкина Н. В., Вильшанская А. Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М., 2005
6. Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. – М. : Школьная Пресса, 2008
7. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум: организационные основы деятельности / Авт. – сост. А. Д. Вильшанская. – Волгоград: Учитель, 2008
Методическая копилка
Задержка психического развития
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К. С. Лебединской. – М., 1982
2. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М. : Изд-во УРАО, 1999
4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М. : Педагогика, 1984.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М. : АРКТИ, 2001
6. Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М. :изд. н/о Компенс-центр, 1993
7. Костенкова Ю. А., Триггер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
8. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
9. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
10. Дробинская О. А. Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
11. Фишман М. Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
12. Дробинская О. А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006
Аутизм
1. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе М: Чистые Пруды 2006
2. Питерс Т., Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию
М: «Владос», 2002 г.
3. Питерс Т., Гилберт К., Аутизм: медицинское и педагогическое воздействие М: «Владос», 2005
4. Никольская О. С. ,. Баенская Е. Р, Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение М: Теревинф, 2005
5. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М., Аутичный ребенок. Пути помощи М: Теревинф, 2005
6. Морозова С. С. Аутизм: Коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах: Пособие для учителя-дефектолога М : «Вдадос», 2007
Интеллектуальные нарушения
1. Горскин Б. Б., Коняева Н. П., Пузанов Б. П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов (под ред. Пузанова Б. П.) М: «Академия», 2008
2. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал) : пособие для педагога - дефектолога : материал для индивидуальной работы с детьми М: «Владос», 2007
3. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М : «Владос», 2004
4. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство для специалистов и родителей С-Пб: Речь 2007
Нарушение зрения
1. Фомичева Л. В., Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения С-Пб: «Каро», 2007
2. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения: М: «Линка-Пресс», 2009
3. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л. И. Солнцевой, В. З. Денискиной М: 2004
4. Дети с амблиопией и косоглазием/ Под ред. Никулиной СПб., 1991
5. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах/Под ред. Л. И. Плаксиной, Калуга, 1998
Нарушение слуха
1. Назарова Л. П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
2. М: «Владос», 2001
3. Михаленкова И. А., Анисимова Н. В., Мирошниченко Н. В., Дроздовская К. В. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушением слуха С-Пб «КАРО», 2006
4. Королевская Т. К., Пфафенродт А. Н. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей Владос, 2005
5. Всегда вместе: Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха Леонгард Э. И. М:Агенство Образовательного Сотрудничества 2009
6. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети М: «Советский спорт», 2004
7. Зыкова Т. С., Хотеева Э. Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-II вида М: «Владос», 2003
8. Тигранова Л. И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. – М., 1991
9. Тигранова Л. И. Наблюдаем, рассуждаем, делаем выводы: Рабочая тетрадь по развитию логического мышления для 1 (1-6) классов специальных образовательных учреждений № 1-6. М: «Просвещение», 2006
ДЦП
1. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004
2. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001
3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001