Наталья Бармина
Паспорт кабинета учителя-дефектолога
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт кабинета
учителя-дефектолога
Содержание
1. Краткое описание кабинета учителя-дефектолога. … 3
2. Критерии организации рабочего пространства…. … 4
3. Организация пространства… 4
4. Документация.
4.1Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы5
4.2 Документация учителя-дефектолога…. 10
5. Наглядно-демонстрационный, дидактический материал.
5.1 Материалы для развития высших психических функций…. …. 11
5.2 Материалы по сенсорному воспитанию, развитию общей и мелкой моторики….… 11
Публикация «Паспорт кабинета учителя-дефектолога» размещена в разделах
5.3 Материалы для формирования элементарных математических представлений…. … 12
5.4 Материалы для развития речи… 13
5.5 Диагностический материал…. 14
6. Перспективный план развития кабинета учителя-дефектолога на 2017-2018 учебный год…. … 14
1. Краткое описание кабинета учителя-дефектолога.
Кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение, расположенное в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Родители имеют свободный доступ к кабинету. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей с ОВЗ.
Кабинет учителя-дефектолога предназначен для:
1. Проведения диагностического обследования познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Коррекции познавательного, речевого развития и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР и оказания им помощи в освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ.
3. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-дефектолога с детьми.
4. Консультативной работы учителя-дефектолога с родителями.
5. Консультативной работы учителя-дефектолога с педагогами.
Мебель, оборудование.
№ п/п Наименование Количество
1. Парта детская 1
2. Стол детский полукруглый 1
3. Стул детский 8
4. Стол письменный 1
5. Шкаф 2
6. Стул взрослый 2
7. Доска настенная 1
8. Мольберт 1
9. Настольная лампа 1
10. Зеркало настенное с занавеской. 1
11. Часы настенные 1
12. Занавески оконные 1
2. Критерии организации рабочего пространства.
• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания; требования к мебели ребенка с ОВЗ; профилактика перегрузок; удовлетворение двигательной активности дошкольников, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
• Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям дошкольников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды, направленной на коррекцию нарушения и развитие познавательных процессов).
3. Организация пространства.
А) По отношению к детям:
- учебная зона (обеспечивает место проведения подгрупповых и индивидуальных занятий)
- двигательная зона (обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство для проведения подвижных упражнений и игр).
Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога):
- диагностическая зона (оснащена специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования)
- коррекционно-развивающая зона (содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции познавательной и речевой деятельности)
- консультативная зона (включает рабочее место для проведения консультаций и информационный стенд в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР)
-методическая зона (оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога).
4. Документация
4.1 Программно - методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы
Программы
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
2. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1, книга 2 / Под ред. С. Г. Шевченко. - М., 2005.
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с ЗПР.
Перечень диагностического инструментария
1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003
2. Стимульный материал для диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н. В. Серебряковой. - СПб. : КАРО, 2005.
3. Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. М., 1998 г. Издательство «АРКТИ», 1998 г.
4. Грибова О. Е., Бессонова Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас: методические рекомендации. - М. :АРКТИ, 2001.
Список литературы по коррекционно-развивающей работе
1. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 /Под общей ред. С. Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2005. -96 с.
2. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий /Под общей ред. С. Г. Шевченко. – М. : Школьная пресса, 2005. – 112 с.
3. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. -136 с.
4. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. -216 с.
5. Петерсон Л. Г. ; Кочемасова Е. Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Ювента, 2010. - 223с.
6. Петерсон Л. Г. ; Холина Н. П. Раз - ступенька, два - ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Ювента, 2010. - 254с.
7. Л. Г. Петерсон; Е. Е. Кочемасова «Игралочка» Математика для детей 3-4л. Часть 1. Изд. «Ювента»2008г
8. Л. Г. Петерсон; Е. Е. Кочемасова «Игралочка» Математика для детей 4-5л. Часть2. Изд. «Ювента»2008г
9. Л. Г. Петерсон; Н. П. Холина «Раз -ступенька, два - ступенька…» Математика для детей 5-6л, 6-7 л. Часть 1 и 2. Изд. «Ювента»2008г
10. Морозова И. А. Пушкарёва М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М. Издательство «Мозаика-Синтез». 2006.
11. Морозова И. А. Пушкарёва М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР. – М. Издательство «Мозаика-Синтез». 2006.
12. Морозова И. А. Пушкарёва М. А. Развитие речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – М. Изд. «Мозаика-Синтез». 2009.
13. Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» Альбом 1, 2, 3, 4. -М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2012.
14. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в старшей логогруппе. – М. : ГНОМ, 2016. – 128 с.
15. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе. – М. : ГНОМ, 2017. – 128 с.
16. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий III периода обучения в старшей логогруппе. – М. : ГНОМ, 2017. – 160 с.
17. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. - М. : Эксмо: ОЛИСС, 2015.
18. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Артикуляционная гимнастика. - СПб. : изд. дом "Литера", 2009.
19. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с ОНР / Авт. сост. : И. А. Михеева, С. В. Чешева. - СПб. : КАРО, 2009.
20. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Авт. сост. : Г. В. Чиркина. - М., 2008.
21. Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учеб. -метод. пособие по развитию речи детей 3-7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
22. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. - М. : Изд. ГНОМ и Д., 2008.
23. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. : "Мозаика-Синтез", 2006.
24. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М. : "Мозаика-Синтез", 2008.
25. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Логопедия в детском саду. - М. : "Мозаика-Синтез", 2009.
26. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. - СПб. : КАРО, 2004.
27. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. - М. : Изд. "ГНОМ и Д", 2001.
28. Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. - М. : "Гном-Пресс", "Новая школа", 1998.
29. Логопедическая работа при псевдобульбарной дизартрии у детей с церебральным параличом / Под ред. Л. С. Сековец. - Изд. "Автосинтез НН", 2008.
30. Диагностика и коррекция интеллектуальных нарушений у детей со сложным дефектом в группе кратковременного пребывания / Под ред. Л. С. Сековец. - Изд. "Автосинтез НН", 2007.
31. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. - Н. Новгород: НГПУ, 1994.
32. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
33. Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. - М. : Книголюб, 2005.
34. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. - СПб. : КАРО, 2006.
35. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
36. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб,: "Детство-Пресс", 2001.
37. Формирование коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития. Старшая группа / авт. -сост. Т. В. Бойко. - Волгоград: Учитель, 2012.
Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: метод. пособие / Сост. И. Ю. Кондратенко. - М. : Айрис-пресс, 2005.
38. Методы обследования речи детей / Под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2005.
39. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. - СПб. : КАРО, 2004.
40. Новоторцева Н. В. Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома. - Ярославль: "Академия развития", 1998.
41. Зяблицева М. А. Развитие памяти и воображения у детей. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
42. Кондратьева С. Ю., Агапутова О. Е. Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
43. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. - М. : ВАКО, 2009.
44. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
45. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Изд. 9-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
46. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
47. Краузе Е. Логопедия. - СПб. : КОРОНА-Вск, 2009.
48. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом "Литера", 2005.
49. Крупенчук О. И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. - СПб. : Изд. Дом "Литера", 2005.
50. Жукова О. С. Развиваем память. 5+. - М. : Астрель; СПб. : Сова, 2008.
4.2 Документация учителя-дефектолога
1. Рабочая программа учителя-дефектолога.
2. Список детей группы.
3. Диагностические листы познавательного и речевого развития на каждого ребенка.
4. План работы ППк МАДОУ.
5. Годовой план учителя-дефектолога.
6. Сетка занятий.
7. Тематический план работы по развитию речи.
8. Тематический план работы по формированию элементарных математических представлений.
9. Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений у детей.
10. Перспективное планирование по развитию речи детей.
11. «Карта индивидуального учёта результатов освоения воспитанниками адаптированной основной образовательной программы МАДОУ для детей с ОВЗ»
12. Индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребенка.
13. График работы.
14. Расписание индивидуальных занятий с детьми.
15. План взаимодействия с родителями.
16. План взаимодействия со специалистами МАДОУ.
17. Индивидуальный план по самообразованию.
18. Паспорт кабинета.
19. Тетрадь взаимодействия с воспитателями.
20. Тетрадь взаимодействия с родителями.
21. Табель посещаемости индивидуальных занятий
22. Табель посещаемости подгрупповых занятий.
23. Индивидуальные тетради детей.
24. Папки с консультациями: для родителей, воспитателей, специалистов.
5. Наглядно-демонстрационный, дидактический материал.
5.1 Материалы для развития высших психических функций.
№ п/п Наименование Количество игр
1. Лото "Парочки. Птицы" 1
2. Лото "Цветы" 1
3. Что перепутал художник? 2
4. Игра-лото "Большие и маленькие" 1
5. Закончи ряд 1
6. Сложи из треугольников 1
7. Найди отличия 3
8. Карточки - Задачки для ума 1
9. Запомни картинки 2
10. Четвертый лишний (по темам) 1
11. Раздели на группы (по темам) 1
12. Три в ряд 1
13. Что изменилось? 1
14. Пазлы 3
15. Кубики 8
16. Домино 3
17. Разрезные картинки (по темам) 1
18. Тримино - умное домино 1
19. Веселые клоуны 1
20. Собери картинку 1
21. Найди такой же 1
22. Игра-ассоциация "Чей малыш?" 1
23. Игра-ассоциация "Найди животное" 1
24. Подбери узор 1
25. Палочки Кюизенера, альбом 1
26. Пирамидка из 3, 6 колец 2
27. Матрешка 2
28. Доска Сегена 1
29. Зашумленные, наложенные, контурные изображения (по темам) 1
30. Лабиринты (по темам) 1
5.2 Материалы по сенсорному воспитанию, развитию общей и мелкой моторики
№ п/п Наименование Количество
1. Разноцветные флажки, ленты. По 16 шт.
2. Матрёшки. 2
3. Пирамидки разного размера и разной конструкции. 2
4. Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, мышонок, буратино. 4
5. Неваляшки разного размера. 2
6. Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, колокольчик. По 1 шт.
7. Набор муляжей фруктов и овощей. 1
8. Набор муляжей диких и дом. животных 1
9. Коробки-вкладыши разных размеров.
10. «Пальчиковый бассейн» с мелкими игрушками.
11. Мозаика 1
12. Шнуровка, «Веселые шнурочки» 3
13. Собери бусы 1
14. «Чудесный мешочек» 1
15. Объёмные формы 1
16. «Озорные прищепки» 1
17. Трафареты, обводки (по темам) 1
18. Массажные мячи. 6
19. Пособия для развития графомоторных функций (штриховки). 2
20. Каталог физкульминуток, пальчиковых игр, мячи. 1
5.3 Материалы для формирования элементарных математических представлений
№ п/п Наименование Количество
1. Часы 2
2. Схема времен года 1
3. Схема частей суток 1
4. Игра "О времени" 1
5. "Что происходит в природе?" 1
6. "Времена года" 1
7. Детям о времени 1
8. "Веселые часы" 1
9. "Ориентирование" 1
10. Учусь ориентироваться в пространстве 1
11. "Вправо-влево, вверх-вниз" 2
12. "Муха" 2
13. Плоскостные геометрические фигуры 8 комплектов
14. Геометрический сундучок 5 наборов
15. Карандаши цветные 8 наборов
16. Карандаши простые 10
17. Счетные палочки 8
18. Материал для сравнения по величине 1
19. Счетный демонстрационный материал 1 набор
20. Мелкие игрушки 1 набор
21. "Сосчитай" 2
22. «Найди похожую фигуру" 1
23. «Какой цифры, знака не хватает?» 1
24. «Большой и маленький" 1
25. «Домино геометрических фигур» 1
26. «Найди пропущенное число» 1
27. "Подбери по цвету" 2
28. "Разложи по размеру" 3
29. "Числовые домики" 1
30. "Веселый счет" 2
31. «Математическое домино» 1
32. Карточки с цифрами 3 набора
33. "Подбери по форме" 1
34. "Дроби большие" 1
35. «Сосчитай и соотнеси» 1
5.4 Материалы для развития речи
№ п/п Наименование Количество
1. Муляжи «Овощи и фрукты». 2 набора
2. Наборы домашних и диких животных. 2 набора
3. Папки по тематическому планированию с предметными и сюжетными картинками. 1
4. Опорные схемы для пересказов по темам. 1
5. "Читаем истории в картинках" 1
6. Лото "Герои русских сказок" 1
7. Карточки-картинки "Составь рассказ" 1 набор
8. Карточки-картинки "Составь предложение" 1 набор
9. "Репка" 1
10. "Теремок" 1
11. Серия сюжетных картин 3
12. Игра-лото "Предлоги" 2
13. "Антонимы" 1
14. "Кто что делает?" 1
15. "Один-много" 1
16. "Назови ласково?" 1
17. "Мой, моя, мое" 1
18. "Сосчитай и назови" 2
19. "Подуй и посмотри" 3
20. "Подуй на бабочку" 2
21. "Говори правильно. Звуки С. Л. Р" 3
22. "Домики для звуков" 1
23. "Звуки Р-Л, я вас различаю" 1
24. Карточки для артикуляционной гимнастики 2 комплекта
5.5 Диагностический материал
№ п/п Наименование Количество
1. Пирамидки 3, 6 колец 2
2. Почтовый ящик 1
3. Матрешки 5-7 местные 2
4. Набор «Цветные кубики» 1
5. Сюжетные картинки (простой сюжет) 1 набор
6. Набор предметных картинок 1
7. Разрезная картинка (2,3,4,6,8 ч.) 1 набор
8. Сюжетные картинки, сюжетные ряды 2
9. Игры для соотнесения по цвету и форме 2
10. Игра «Времена года» 1
6. Перспективный план развития кабинета учителя-дефектолога на 2021-2022 учебный год.
№ п/п Что планируется Сроки Ответственный
1 Обновление документации Сентябрь, Май
2. Периодическое обновление информационных стендов В течение года
3. Продолжение работы по обновлению развивающих игр по развитию познавательных процессов В течение года
4. Пополнение методическими пособиями, справочной литературой, дидактическими играми по ФЭМП, развитию речи. В течение года
Примеры дидактических игр
Дидактическая игра по ФЭМП «Геометрический сундучок»
Цель:
1. Познакомить детей с геометрическими фигурами.
1. Из геометрических фигур выкладывать заданную последователь.
2. Из геометрических фигур составлять заданный предмет, сюжет.
4. Закрепление навыков счета.
«Сосчитай»
Задачи:
1. Закреплять умение считать в пределах 10.
2. Тренироваться в поиске пропущенного числа, определять «соседей» числа.
3. Развивать зрительное внимание, восприятие, память.
«Сосчитай и соотнеси»
Задачи:
1. Закреплять счет предметов в пределах 10.
2. Учить соотносить цифру с определенным количеством предметов.
3. Учить согласовывать существительное с числительным.
4. Развивать зрительное внимание, память, логическое мышление.
«Математическое домино»
Задачи:
1. Закреплять умение считать в пределах 10.
2. Развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.
«Подбери по форме»
Задачи:
1. Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры.
2. Закреплять умение находить предметы определенной формы.
3. Воспитывать умение согласовывать действия друг с другом и совместными усилиями достигать результата.
Игра «Закончи ряд»
Цель:
1. Закреплять представления детей о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
2. Развивать логическое мышление, зрительное внимание, зрительное сосредоточение.
3. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.