Екатерина Обечкина
Паспорт «Центры экспериментирования» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ЦЕНТРА ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
«ЛАБОРАТОРИЯ ЧУДЕС»
подготовительной группы «Родничок»
Воспитатели: Обечкина Е. Ю.
Красноярск 2022г.
Содержание
Пояснительная записка…3
Актуальность…4
Планируемые результаты…. .5
Мини-лаборатория…. 6
Центр природы…. …. 8
Методический центр…9
Зона «Хочу всё знать»…10
Публикация «Паспорт „Центры экспериментирования“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Паспорт группы
- Подготовительная группа
- Уголки и центры в группах
- Уголок природы и календарь наблюдений
- Темочки
Мини-музей «Чудесная кладовая»…11
Игротека…. 12
Огород на окне…13
«Прежде чем давать знания,
надо научить думать,
воспринимать, наблюдать».
В. Сухомлинский
Пояснительная записка
При создании центра экспериментирования мы руководствовались принципами: мобильности, доступности и научности.
Для формирования у ребенка основ научных знаний, нами было принято решение включить в деятельность детей центр экспериментирования как средство достижения познаний через практический опыт.
Образовательные области:
• Познавательное развитие;
• Социально-коммуникативное;
• Речевое развитие;
• Художественно-эстетическое.
Виды деятельности:
• Игровая;
• Познавательно – исследовательская;
• Коммуникативная;
• Изобразительная.
Формы организации:
• Фронтальная;
• Групповая.
Формы реализации детских видов деятельности:
• Наблюдение, решение проблемных ситуаций;
• Беседы, совместные действия;
• Игры с речевым сопровождением;
• Изготовление продукта детского творчества (рисование, лепка, аппликация в различных техниках).
Цель: практическое внедрение детского экспериментирования как средство развития познавательной активности, формирование ключевых компетентностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
формировать целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности;
формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;
мотивировать детей старшего дошкольного возраста к самостоятельному изучению природы предметов.
Развивающие:
создать положительные мотивации к самостоятельному экспериментированию;
создать дружескую атмосферу в группе во время проведения исследований;
формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе, чувство взаимопомощи;
воспитывать усидчивости и аккуратность;
развивать поисково-познавательную, интеллектуальную активность детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Актуальность
Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию детских способностей в процессе экспериментирования.
Если ребенок – исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Вырастит взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
Планируемые результаты
В результате практического внедрения детского экспериментирования в познавательную активности и формирование ключевых компетентностей, дети получат: доступ к самостоятельному экспериментированию; опыт работы в коллективе; представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивное отношение к миру. Научатся включаться в поисково - познавательную, мыслительную деятельность. Выполнять моделирующие и преобразующие действия. Приобретут собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств.
Наш центр опытно – экспериментальной деятельности «Лаборатория чудес» представлен следующими зонами:
1. мини лаборатория;
2. центр природы;
3. методический центр;
4. зона «Хочу всё знать»;
5. мини-музей «Чудесная кладовая»;
6. игротека;
7. огород на окне.
1 мини - лаборатория.
В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох,
кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т. п.);
-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы – помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д.).
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т. е. материалы для изучения свойств воды);
-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-"Звук" (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др., колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т. е. материалы для изучения свойств звука);
-"Запах" (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини - лаборатории находятся
коллекции:
-Семян.
-Гербарий.
-Тканей.
-Ниток.
-Ракушек.
-Камней.
модели:
-календарь природы (времена года, дни недели;
-календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе;
- алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.
макеты (выставляются соответственно темам недели) :
-царство льда и снега;
-кто живет в жарких странах;
-животные наших лесов;
-пресмыкающиеся;
-насекомые.
2 центр природы.
В группе есть уголок природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
На комнатные растения оформлен паспорт уголка природы. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в уголке природы, т. к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
Есть тематические альбомы:
-луговые цветы;
-садовые цветы;
-комнатные растения;
-насекомые;
-кузнечики.
В уголке природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа это тоже объект исследования.
3 методический центр.
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в уголке природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности).
В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.
4 зона «Хочу всё знать».
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы, альбомы - картинки:
-времена года;
-деревья;
-растительный мир;
-грибы;
-природные явления;
-насекомые;
-птицы;
-животные жарких стран;
-домашние животные и птицы;
-дикие животные;
-животные Севера.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
5 мини-музей «Чудесная кладовая».
Один из элементов нашей опытно – экспериментальной среды – мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.
В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой – либо области познания периодически оформляется мини выставка. Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально – чувственного опыта.
«Красная книга» Красноярского края.
Тема недели: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
6 игротека.
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы. Создана картотека игр:
-"Кто где живет?"
-"О животных"
-" О растениях"
-"Хочу все знать!"
-"Ассоциации"
-"Зоологическое лото"
-Домино "на море, на суше"
-"Большие и маленькие"
-"Кто чем питается"
-"Как растет живое"
-"Кто как появился"
-"Что из чего сделано"
-"Времена года"
-"Развиваем наблюдательность"
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
7 «Огород на окне».
На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
«Юные исследователи»