Дарья Романенко
Центры развития в первой младшей группе в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно - развивающая, игровая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная предметно-развивающая, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.
Публикация «Центры развития в первой младшей группе в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Поэтому для полноценного развития детей важно создать развивающую среду в детском саду, где дети могут играть, читать, драматизировать, рисовать, лепить, заниматься физической культурой. Развивающая среда постоянно обновляется и пополняется в зависимости от времени года, лексической темы и возрастных потребностей детей за счёт совместной работы с родителями и специалистами.
Уголки:
-Уголок двигательной активности
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть массажные коврики, изготовленные мной, мячи, обручи, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр (платочки, флажки, кегли, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.
-Музыкально-театральный уголок
Здесь есть музыкальные инструменты (погремушки, ксилофоны, барабан, свистки и бубен, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. В нашем уголке есть музыкальный центр, на котором мы прослушиваем детские песни, сказки и разные звуки.
Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, а также пальчиковый театр, сделанный родителями данной группы. Есть шапочки зверей (лиса, медведь, заяц) В 2014 г сшила куклы для театра. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
- Уголок конструктивной деятельности
В зоне собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Есть большие машины, на которых могут кататься дети. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания. Также есть наборы инструментов и каска строителя. Зона оборудована ковром с изображением дороги.
- Уголок развивающих игр
Центр развивающих игр направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры, тактильные мешочки с разным содержанием.
- Уголок творчества
В уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, разного формата, гуашь, кисти, акварельные краски. Уголок изобразительной деятельности обогащается и при помощи родителей –печатают раскраски со знакомыми сюжетами сказок и мультфильмов.
- Уголок чтения
В книжном уголке группы много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира.
Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны все материалы соответственно возрасту детей, их любимые сказки (Репка, Колобок, Теремок, Курочка Ряба и др, стихи Агния Барто, картотека потешек и стишков, которые мы учим.
- Уголок сюжетно-ролевых игр
«Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Семья» ( атрибуты к ним: есть костюм врача, парикмахера, фартуки, русско-народные костюмы, сшитые мной, кукольный уголок : мебель (стол, кровать, шкаф, постельные принадлежности и одежда для кукол сшитые связанные мною в 2015 г.
- Уголок «Природа» – знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. С помощью родителей были собраны: коллекции природного материала (ракушки, шишки, желуди, каштаны, листья сухие).
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста актуальна всегда. Многие педагоги, психологи работают над этой проблемой не один десяток лет, находя все новые и новые формы работы с детьми. Их опыт очень необходим при работе на адаптационных группах.
Изучив опыт педагогов. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии», Сапожникова О. Б, Гарнова Е. В. - «Песочная терапия в развитии дошкольников», приступила к реализации и апробированию технологии песочной терапии, где перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы усвоения знаний детьми.
Игра в песок, особенно для малышей младших групп, является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.
Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:
В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.
В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.
В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.
Поэтому в своей группе мы оборудовали «педагогическую» песочницу. Закупили атрибуты для игр (совочки, формочки, кисточки, ситечко, воронку и др)