Получи документы

Папка по самообразованию «Хочу все знать». Занимательные опыты и эксперименты для детей

лариса ковальчук
Папка по самообразованию «Хочу все знать». Занимательные опыты и эксперименты для детей

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.

К. Е. Тимирязев

Актуальность темы

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Публикация «Папка по самообразованию „Хочу все знать“, Занимательные опыты и эксперименты для детей» размещена в разделах

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;

нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;

объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;

не оставлять вопрос без внимания;

радоваться вместе с детьми, поощрять его успехам.

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

Цель:

Развитие познавательной активности детей в процессе эксперементирования.

Задачи:

Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

Знакомить детей со свойствами различных предметов.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа педагога:

Изучение научно-педагогической литературы;

Разработка перспективных планов, конспектов образовательной деятельности по теме;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

Обобщение опыта работы по самообразованию.

Предполагаемый результат работы над темой самообразования. У меня, как у педагога-воспитателя сформируются:

основы педагогического мастерства:

умение анализировать научно-методическую литературу;

умение применять полученные знания на практике;

активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения. Дети научатся:

самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить; предлагать возможные варианты решения;

исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим Активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника: развития личности и психического развития. Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.

Этапы создания системы работы:

1. Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

Изучение научно-методической литературы, передового педагогического опыта по проблеме.

2. Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

Условия реализации.

3. Заключительный этап.

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.

Работа с родителями

Консультации для родителей на темы:

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Научите ребенка любить живую природу».

«Создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

I этап

Подготовительный

Сроки

Форма работы

Практические выход

Сентябрь

1. Составление плана работы по самообразованию.

Наличие плана работы по самообразованию

2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа

Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

2. ДыбинаО. В

Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

Октябрь

«Создание условий для проведения поисково- исследовательской деятельности».

Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования.

Проведение консультаций для родителей.

II этап

Основной

Ноябрь

1. Формирование картотеки

Наличие картотеки

2. Продолжать изучение литературы по заданной тематике

1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

2. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. :Линка-Пресс, 1997 .

Декабрь

1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя

Наличие атрибутов для детского экспериментирования

2. Проведение экспериментов с детьми :

Свойства воздуха:

-Воздух внутри нас

-Воздух не имеет цвета и запаха

-Воздух имеет вес

-Надуваем шарик

Наличие конспектов и атрибутов для детского экспериментирования

Январь

1. Консультация для родителей Научите ребенка любить живую природу».

Проведение консультации для родителей

2. Пополнение картотеки

Наличие картотеки

3. Проведение экспериментов с детьми :

-Апельсин (в кожуре апельсина есть воздух, поэтому апельсин не тонет)

-Бумажная крышка (давление воздуха больше давления воды)

-Радуга в стакане

Наличие атрибутов для детского экспериментирования

Февраль

1. Проведение экспериментов с детьми :

-Свойства льда

-Свойства снега

-Виноград и газировка

Наличие атрибутов для детского экспериментирования

2. Консультация для родителей

Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Проведение консультации для родителей

Март

1. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

ПоддьяковН. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.

2. Проведение экспериментов с детьми :

-Острова

-Волшебная лампа

-Дрессированная спичка

-Статическое напряжеие

Наличие атрибутов для детского экспериментирования

III этап 

 Итоговый (Практический выход)

Март

1. Отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Наличие отчета и презентации

Публикации по теме:

Обучение дошкольников английскому языкуОбучение дошкольников английскому языку X Муниципальный конкурс \"Воспитатель года-2018\"\r\n3 этап: \"Методический семинар\"\r\n\"Хочу все знать\" (Обучение дош-ов английскому).

Дидактическое пособие для воспитателей «Хочу все знать»Дидактическое пособие для воспитателей «Хочу все знать» Разработчик дидактического пособия: воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ д/с «Ромашка» ст. Березанская: Кутова Юлия Юрьевна.

Интеллектуально-познавательная викторина для детей младшего школьного возраста «Хочу все знать» Цель викторины: расширение зоны активного познания младших и средних школьников, развитие творческих, организаторских способностей. Участники:.

Консультация для родителей «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Консультация для родителей: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Как обуздать кипучую.

Лэпбук «Хочу все знать» (первая младшая группа)Лэпбук «Хочу все знать» (первая младшая группа) Лэпбук "Хочу все знать" очень может пригодиться при изучении темы "Фрукты-овощи". Многие дети знают название фруктов и овощей, но не все.

Мастер-класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»Мастер-класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности» Мастер – класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»Цель мастер-класса: обучить участников.

Мероприятие по познавательному развитию «Хочу все знать» Цель: совершенствовать математические представления детей, закреплять знания о последовательности дней недели, времен года, совершенствовать.

«Хочу все знать!» НОД по ОО «Познавательное развитие» Тема: «Хочу всё знать!» Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей в процессе НОД. Задачи: Создать необходимые условия.

Краткосрочный проект «Хочу все знать» в средней группеКраткосрочный проект «Хочу все знать» в средней группе Автор: Гудзан Е. А., воспитатель МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск» ХМАО-Югра. Тип проекта: тематический. По характеру участия.

Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Проект «Хочу все знать»Экспериментальная деятельность в подготовительной группе. Проект «Хочу все знать» Актуальность проекта: Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. В образовательном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Папка по самообразованию «Хочу все знать». Занимательные опыты и эксперименты для детей
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 18:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД