Светлана Савина
Мастер-класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»
Цель мастер-класса : обучить участников мастер-класса организации экспериментирования с дошкольниками в ходе непосредственно образовательной деятельности.
Задачи мастер-класса :
• Передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов;
• Популяризация инновационных технологий, педагогических находок.
Публикация «Мастер-класс „Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2019
• Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Светлана Геннадьевна, я воспитатель второй младшей группы.
Тема моего мастер-класса : «Занимательные опыты и эксперименты в непосредственно образовательной деятельности»
Все мы знаем, что детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться. Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе детского экспериментирования. Наблюдать и проводить простейшие опыты детям очень нравится, их это увлекает. А моя задача, как педагога – помочь детям в проведении этих исследований, развивать познавательные интересы, формировать эмоционально-чувственный опыт. В первую очередь, необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы. У нас – это «Природная лаборатория». Необходим предметный материал, к нему относятся приборы-помощники, природный материал, медицинские материалы и т. д.
При проведении опытов мы придерживаемся некоторых правил: прежде всего
• Тема должна быть интересна детям, должна увлечь их;
• Эксперименты должны быть выполнимы;
• Решение должно принести реальную пользу;
• Первые опыты не должны требовать длительного времени.
• Очень важно, что бы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок
Уважаемые коллеги! Сегодня на примере непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с неживой природой, я хочу поделиться с вами некоторыми педагогическими находками.
Приглашаю для проведения мастер-класса своих коллег.
Я предлагаю вам окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо!
Приглашаю желающих педагогов в количестве 4-х человек. Я предлагаю вашему вниманию фрагмент НОД в средней группе.
(показ вариантов проведения занимательных опытов и экспериментов)
«Путешествие в волшебную страну» в средней группе
Программное содержание:
В ходе детского экспериментирования сформировать у них элементарные представления о свойствах магнита, его использовании.
Развивать сенсорные умения и навыки.
Побуждать познавательную активность
Активизировать и обогащать словарь: магнит, ржавчина, ржавый.
Воспитывать целеустремлённость, настойчивость в поиске решения возникающих проблем.
Развивать у детей отзывчивость, общительность, доброжелательность.
Развивать социальные навыки: умения работать в коллективе, учитывать мнения других детей.
Прививать бережное отношение к окружающим предметам.
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто я?
- Правильно, я Буратино!
Как хорошо, что вы мне встретились. Я получил письмо, его прислали жители Волшебной страны. Злой волшебник заколдовал их и теперь они просят о помощи. Вы поможете мне расколдовать их (да? Для этого нам надо попасть в Волшебную страну. Но это непросто. Посмотрите, злой волшебник закрыл дверь в эту страну на большой засов, а на него повесил много замков. И они все разные. Здесь есть ключики к этим замкам (достаёт коробку с ключами). Возьмите каждый по ключику. Рассмотрите их. А теперь садитесь на ковёр и слушайте внимательно. К каждой замочной скважине подходит свой ключик. Надо найти замочную скважину такой же формы и цвета, как ваш ключик, вставить его в замочную скважину и он откроется. Вам понятно задание? Тогда, начинайте.
(дети вставляют ключики и «открывают» замки – снимают их с засова, кладут в коробку).
- Молодцы, вы все правильно подобрали ключи и замки открыли. Остался мой замок и я его сейчас открою. В кармане у меня есть ключик, посмотрите (Буратино достаёт из кармана ключик и «случайно» роняет его в пруд).
- Ай, ай-ай! Какой я неуклюжий! Что же я наделал! Мой ключик упал в пруд. Сейчас попробую его достать. Ой, вода-то какая холодная! Что же мне делать? Ребята, помогите мне, идите скорее сюда.
- Посмотрите, в воде кроме ключика есть ещё много других предметов. Подскажите что же там лежит? Почему они все на дне? Из чего они сделаны? (дети называют). Из металла, значит они какие? Это предметы металлические, их нельзя оставлять в пруду. Если металлические предметы будут долго лежать в воде, они покроются ржавчиной и ими уже нельзя будет пользоваться (достаёт из кармана ржавый гвоздь) посмотрите, вот гвоздь. Он долго лежал в воде и покрылся оранжево-коричневым налётом. Чем покрылся гвоздь (ржавчиной? Ржавчина разрушила металл. Каким стал гвоздь (ржавым? Он некрасивый, его уже нельзя использовать. Как вы думаете, почему он заржавел? (потому - что долго лежал в воде). И эти предметы могут испортиться, станут ржавыми, их надо вытащить. Но руками эти предметы брать нельзя, вода холодная, вы можете заболеть. Как же нам их достать (Буратино выслушивает ответы детей?
Ребята, у меня есть один камушек, может быть, он нам поможет (Достаёт из кармана магнит, к нему «прилипли» монетки). Ах, вот ты как! Ты зачем мои монетки забрал? А ну-ка верни обратно (снимает монетки, а они опять притягиваются! Ребята, а камень-то волшебный! Я раньше такого никогда не видел. А вы? Как он называется (дети отвечают?
Так в чём же его волшебство? (он притягивает металлические предметы) Может кто-то догадался, как нам достать ключик? (нужно опустить магнит в воду и предметы сами к нему притянутся, ведь они металлические) Интересно, сохранится ли волшебство магнита в воде? Как вы думаете? Давайте попробуем (Буратино раздаёт детям удочки с магнитами. Дети достают предметы и складывают в ведёрко, а ключик отдают Буратино). - - Молодцы, весь пруд расчистили.
Теперь вы знаете, чем можно достать металлические предметы из воды? (магнитом). Скажите, а зачем вы доставали металлические предметы из воды? (чтобы они не заржавели, не испортились). Хорошо, замечательно! Спасибо вам за то, что помогли мне достать ключик, без вас мне трудно было бы справиться.
А теперь попытаемся открыть этот замок! (Буратино вставляет ключик, поворачивает его).
Звучит волшебная музыка – дверь открывается. Ура, у нас всё получилось, дверь открыта, путь свободен! И мы сможем войти в волшебную страну и освободить её жителей от чар злого волшебника.
- А теперь я приглашаю ещё 4-х желающих и предлагаю ещё один фрагмент непосредственно образовательной деятельности во 2 младшей группе.
Тема: «Откуда берётся дождик?»
- Ой, ребята, тише! Слышите, кто-то тихонечко плачет, кому-то очень плохо. Может быть нужна наша помощь?
- Да это же ромашка, она выросла в степи, под палящем солнцем. Земля высохла, а рядом нет ни ручейка, ни речки, ни озера. Что же может помочь нашей ромашке? (дождик)
Ребята, а откуда берётся дождик? (из тучки). А как дождик попадает в тучку? Хотите узнать? Прежде чем вода попадает в тучку, она совершает большое путешествие.
А вы хотите попутешествовать? (да)
Я вам предлагаю подумать и отгадать загадку:
Пушистая вата плывёт куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)
Мы сейчас с вами превратимся в облака.
Физ. Минутка:
Мы облака, мы облака
Кучерявые бока
Лёгкие, воздушные – ветерку послушные
Облака в любые страны через горы, океаны
Могут запросто лететь.
Вот какие замечательные у нас облака.
(Дети одевают фартуки и подходят к столу).
- Я вам сейчас что-то очень интересное покажу, хотите посмотреть? Представьте, что губки – это облака. Сначала они лёгкие, мягкие, пушистые и в них нет водички, ни капельки, пощупайте. А в тарелках у нас моря, реки, океаны, озёра, из которых облака набирают капельки. Давайте опустим облачко, наберём в него водичку. Облачко наполняется, а затем поднимается вверх. Каким стало облачко? Было лёгким, а стало тяжёлым. И уже это не облачко. Во что превратилось облачко? (В тяжёлую тучку) И из тучки вот-вот закапает дождь.
Тучки по небу плывут
Дождик летний нам несут
Тучки в тучу собрались
Ливнем сильным пролились
Чистый лес и чистый мир
Как красиво всё вокруг.
Какие бывают дождевые капельки?
Тёплые и холодные, маленькие и большие.
Тучка поднимается и из неё начинает капать дождь.
Давайте попросим ветерок, чтобы он наши тучки быстрее отнёс к нашей ромашке.
Ветерок, ветерок
Путь наш труден и далёк
Будь нам парусом в пути
Чтоб цветочек нам спасти!
(Воспитатель приклеивает над цветком тучку, а дети капельки дождя). Цветок попил водичку, поднял головку и заулыбался!
Звучит музыка.
А теперь я приглашаю ещё 4-х желающих и предлагаю ещё один фрагмент непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница-Вода»
- Ребята, я знаю одну волшебницу.
Если вы меня внимательно послушаете, то сможете назвать её имя. Хотите попробовать?
Я и туча и туман
Я ручей и океан
Я летаю, я бегу и стеклянной быть могу.
Вы догадываетесь, что это? Конечно же это вода. А где можно встретить воду? (река, море, ручей, снег, иней, роса, дождь).
- А вы хотите услышать её голос? Слушание журчание ручейка. Это ручеёк, он журчит. А какие ещё звуки издаёт вода? (капает, стучит, звенит, шумит, переливается).
- Вот вы сколько знаете о воде.
- А вы хотите познакомиться с ней?
- Ну, тогда давайте сядем за столы.
Как вы думаете, что перед вами в стаканах? (вода). Вода какая? (чистая). Давайте понюхаем, чем пахнет вода? (ничем)
- Что можно сказать о воде? (чистая вода, не имеет вкуса). А теперь давайте наполним маленький стакан водой. Что вы сделали? (налили). Вода что делает? (льётся). Значит, вода какая? (жидкая). А теперь положите камушек в воду. Виден камушек? Да. Что можно сказать про воду? Вода какая? (прозрачная).
Вода всегда везде нужна
Она прозрачна и чиста
Она бежит, течёт и льётся
Из крана, речки и колодца
Она тепла и холодна
А так же мокрая она
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро она.
- Ребята, на столе у нас есть краски. Не хотите ли вы посмотреть, что произойдёт с водой, если её покрасить. Давайте попробуем. А сейчас посмотрите, видно камушек? (нет) Какой стала вода? (вода приобрела цвет краски и стала не прозрачной, камушка не видно).
(Стук в дверь. Вносится лёд на тарелке)
- Ребята, снежная королева передала подарок. Какие красивые камни! Это наверное хрусталь, или бриллианты, смотрите, как переливаются! Дети берут в руки лёд, лёд на ладошке тает. Какие камушки? (холодные). Что происходит с нашими камушками? (тают). Какими стали ваши ладошки? (мокрые) .Во что превращаются камушки? (в воду). Почему? (потому что это не камешки, а лёд). Значит вода может быть какой? (твёрдой). От чего замерзает вода? (когда холодно, мороз). А может нам заморозить цветную воду. Интересно, замёрзнет ли она? Разливаем воду по формочкам и выносим на «холод».
Вода – это одно из удивительных веществ нашей природы.
В природе путешествует вода
Она не изчезает никогда
То в снег превратится, то в лёд
Растает и снова в поход
То горным вершинам, широким долинам
Вдруг в небо взовьётся, дождём обернётся
Вас окружает везде и всегда наша волшебница
Это вода.
- Ребята, а вот и наша разноцветная вода. Посмотрите, какие красивые льдинки получились. Когда мы сегодня пойдём на прогулку, можно взять эти льдинки и украсить наши кустики на участке.
Вот сколько интересного мы узнали сегодня о воде, но это ещё не всё, а всё остальное мы узнаем в следующий раз.
А теперь вы превращаетесь во взрослых, и мы продолжим работу.
Исследовательская активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок не только услышит и увидит, но и сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы в условиях федерального государственного стандарта дошкольного образования. Спасибо!