Наталья Тютина
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время не только учёные, но и сами родители отмечают, что словарный запас их детей к 3 годам скуден и лишён эмоциональной окраски. Казалось бы, в магазинах есть всё для развития ребёнка, многочисленные игры и пособия, которые помогают детям развить внимание, память, мелкую моторику, активизировать речь и т. д. Родители покупают все эти современные игрушки, забывая при этом, что чем младше ребёнок, тем большее участие в процессе игры отводится взрослому. Мало просто приобрести полезную и интересную игрушку, необходимо показать, как играть с этой игрушкой, рассказать правила игры, поиграть вместе с ребёнком.
Публикация «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Учёные давно говорят о снижении уровня речевого развития детей. А ведь именно в раннем возрасте ребёнок начинает активно пополнять свой словарный запас и мы, взрослые можем ему в этом помочь, просто разговаривая с ним: читая вслух ему книги, обсуждая с ним всё, что происходит вокруг нас. Современные дети одни смотрят «развивающие» мультфильмы, их игрушки и вещи устроены удобно: вместо шнурков и пуговиц – липучки, вместо картинок для вырезания – книжки с наклейками и как итог – не эффективное развитие мелкой моторики и скудный словарный запас ребёнка.
Исследования мозга и психического развития ребёнка, доказали, что чем лучше развиты мелкие движения рук, чем более развиты пальцы ребёнка, тем легче будет проходить этап развития речи, ведь движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающие воздействие на мозг ребёнка.
Начинать развивать мелкую моторику ребёнка необходимо с раннего возраста и чем раньше, тем работа будет более эффективной. Самым простым и эффективным средством развития мелкой моторики у ребёнка являются пальчиковые игры. Одни из первых игр, в которые родители начинают играть со своими детьми «Сорока белобока», «Ладушки ладушки», «Коза рогатая», а ведь не многие родители догадываются о развивающем значении этих игр. Ведь простые движения рук, поглаживания, массаж пальчиков помогают убрать напряжение с рук, с губ, снимают умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, а значит развивают речь ребёнка. Пальчиковые игры можно поиграть и на улице, в детском саду, в гостях. Пальчиками можно воспользоваться в любое время: их можно посчитать – загибая и разгибая, превратить в зайку или любое другое животное, побегать ними по столу, придумать персонажей, прорисовывая на пальчиках глазки, ротик и т. д. Лёгкие в запоминании и весёлые пальчиковые игры принесут большую пользу ребёнку, чем новомодные игры, развивая мелкую моторику рук и знакомя его с новыми ощущениями.
В пальчиковых играх развитие речи происходит в двух направлениях:
- импульсы от рецепторов на ладошках, идут к головному мозгу и являются раздражителями той его части, которая отвечает за развитие речи (пассивное развитие речи,
- ребёнок слушает стихи, песенки, запоминает их и через время сам начинает повторять отдельные слова, а затем стих целиком (активное развитие речи).
Что же происходит во время занятий пальчиковыми играми :
- выполняя ритмичные движения пальцами рук, усиливается согласованная деятельность речевых зон головного мозга, тем самым стимулируя развитие речи и, как следствие, развитие мышления;
- создаётся благоприятный эмоциональный фон, развивается умение подражать взрослому, ребёнок учится слушать и понимать смысл сказанного, активизируется активная речь;
- ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
- если повторять упражнения систематически, то речь ребёнка станет более чёткой;
- запоминая последовательность движений и слова, у ребёнка развивается память;
- у ребёнка появляется возможность рассказать целую историю жестами, сопровождая рассказ словами;
- развивается воображение и фантазия.
От того насколько ловко научиться ребёнок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.