Хамаева Светлана
Работа с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад из опыта работы
«Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Введение
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Уровень подготовленности ребенка к школе – это показатели его интеллектуального и эмоционального развития.
Публикация «Работа с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития, имеет достаточный уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь, он эмоционально устойчив и общителен.
Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Цель работы :
определить значение использования различных приемов и техник работы с песком для развития мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по организации игр и занятий с песком, как средство развития моторики рук детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: занятия с песком, как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование игр и занятий с песком, станет эффективным если:
1. Будет создана развивающая среда : песок, набор игрового материала, водонепроницаемый деревянный ящик, пластиковые подносы, бросовый материал.
2. Будут проводиться игры, занятия: обучающие, развивающие и познавательные для развития мелкой моторики рук, эмоционально-волевого и творческого развития дошкольника.
3. Будет организована работа с родителями : консультации, беседы.
Задачи:
Определить основные ориентиры современной концепции дошкольного образования, как условий эффективной подготовки ребенка к обучению в школе;
Изучить особенности основных психических процессов формирующихся в период дошкольного детства;
Определить степень результативность педагогической работы по применению игр и занятий с цветным песком в детском саде «Солнышко» села Хадахан Нукутского района Иркутской области.
Особенности организации занятий с песком для развития мелкой моторики рук :
Занятия с песком позволяют решать следующие задачи:
Развивать психические процессы (внимание, память);
Развивать логическое мышление;
Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать умение действовать по инструкции;
Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
Занятия с песком помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма
Работа с песком позволяет не только развивать мелкую моторику ребенка, но и пробуждать их интерес к творческому труду, учит умению наблюдать, воспитывает усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; приучает к аккуратности в работе, формирует стремление поддерживать порядок на рабочем месте и умение работать в коллективе; способствует снятию эмоционального напряжения, развивает фантазию ребенка
Использование игр и занятий с песком так же позволяет воспитателю детского сада решать следующие практические задачи:
Снизить уровень психической напряженности, что ведёт к сокращению сроков психофизической адаптации ребенка к условиям ДОУ.
Установить доверительные отношения между воспитателем и ребёнком.
Стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.
Организация работы с песком для формирования мелкой моторики рук в детском саду
Занятия в детском саду с песком можно разделить на :
Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте)
Познавательные (с их помощью дети узнают об окружающем мире)
Проективные (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Организация и проведение игр с песком предполагают соблюдение следующих условий:
отсутствие у детей противопоказаний для игр с песком (кожных заболеваний, порезов на руках, аллергии на пыль от песка);
игровое оборудование и правила игр предъявляется ребенку постепенно;
количество упражнений четко не регламентируется, зависит от индивидуальных возможностей ребенка.
содержаний занятий планируется по нарастающей степени сложности соответственно возможностям детей.
Все упражнения, техники и приемы работы с песком должно отвечать основным принципам развития и воспитания ребенка в условиях детского сада:
Принцип целенаправленности. Цели и задачи занятий будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Принцип поэтапности. Занятия составляются с учётом возрастных особенностей ребёнка.
Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.
Принцип наглядности обучения. Тщательно продумываются дидактические цели, использование наглядности, методика показа, количество наглядного материала и последовательность демонстрации.
Принцип интегрированности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция упражнений и разные виды детской деятельности.
Для проведения занятий необходимы:
1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковые подносы
2. Песок
3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :
лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;
разнообразные пластиковые формочки
миниатюрные игрушки
бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и т. д.
пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).
Особенности организации занятий с песком на базе детского сада «Солнышко» села Хадахан Нукутского района Иркутской области
Основные методы и приемы, которые мы используем в своей работе :
Беседы;
Игры – коммуникации;
Игры – упражнения;
Проективные игры;
Познавательные игры;
Рисование цветным песком;
Просыпание цветным песком;
Элементы сказкотерапии;
Музыкальное сопровождение.
Считаю, что каждое проводимое занятие следует проводить с учетом следующих обязательных условий:
Сознательное согласие и желание ребенка участвовать в работе.
Творческое, креативное отношение воспитателя к процессу подготовки и организации занятий с детьми.
Обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий осуществления занятий: У детей не должно быть аллергии на материалы, кожных заболеваний и порезов на руках, песок должен быть прокварцован, используемые красители не аллергенны, в ходе занятий дети должны четко выполнять правила безопасного обращения с инструментами и материалами, после занятий дети обязательно должны вымыть руки.
В своей деятельности мы используем различные игры и упражнения для активизация и развитие рецепторных образований двигательного аппарата рук.
Графические:
рисование на сухом, затем сыром песке пальцами, ладонями, ребром ладони, предметами,
рисование предметное, сюжетное, по замыслу, образцу, словесной инструкции, в быстром и медленном темпе,
составление мозаики, коллажа; штриховка
рисование с помощью штампов и трафаретов, различными вспомогательными предметами, веточками, мячиками, шишками, расчёсками.
Строительные:
лепка плоскостных фигур путём вдавливания песка пальцами, ладонями, кулачками,
лепка объёмных фигур,
использование приё мов: защипывание, скатывание, расплющивание, вдавливание,
лепка пальцами с помощью предметов и без них.
Рисование цветным песком
Одной из эффективных форм развития является изобразительная деятельность.
Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит так же развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Рисуя песком, мы выполняем, как индивидуальные работы, так и групповые проекты.
Используем следующие техники:
рисование дыханием через трубочку для коктейля;
рисование на мокром песке тонким предметом;
посыпание цветным песком по клеевым контурам рисование с помощью штампов и трафаретов);
рисование с помощью пальчиков, ладошек.
Детские рисунки – это прекрасный диагностический материал, по ним можно не только оценить художественные умения и навыки, но и эмоциональное состояние дошкольника.
Работа над опытом развития мелкой моторики дошкольников в результате внедрения проекта «Чудесный песок» охватывала период с января 2015 года по январь 2016 года и была разделена на несколько этапов.
1 этап – начальный (констатирующий) – январь - февраль 2015 г.
2 этап – основной (формирующий) – февраль 2015 г. – декабрь 2015 г., реализация программы «Чудесный песок».
3 этап – заключительный – январь 2016 г.
Для проведения эксперимента была определена группа воспитанников в количестве 18 человек. Эксперимент начинался на том этапе, когда дети еще посещали старшую дошкольную группу. Контрольный этап эксперимента осуществлялся уже в подготовительной к школе группе.
На слайде № 29 отображены результаты диагностики уровня развития мелкой моторики на контрольном этапе эксперимента.
Более 60% детей в Контрольной и Экспериментальной группах не справились с заданиями теста. Общий уровень развития мелкой моторики, в Экспериментальной и Контрольной группах, можно назвать низким.
Систематическая работа в данном направлении позволила достичь определенных положительных результатов, которые мы отразили в диаграмме:
6 детей показали высокий уровень и
3 ребенка показали средний уровень сформированности мелкой моторики.
На контрольном этапе у детей отмечались следующие изменения: кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.
В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей
преобладают положительные эмоции; появляется постоянная дружба со сверстниками; развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок, снизился уровень агрессии.
В заключении сделать следующие выводы:
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника, является подготовка ребенка к учебной деятельности. Один из навыков, который должен быть сформирован до начала обучения в школе – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности по формированию мелкой моторики рук в ДОУ, мы рекомендуем использовать игры и занятия с песком. Это не только позволяет эффективно формировать и развивать общеучебные навыки, но и способствует психологическому здоровью ребенка, его стрессоустойчивости.
В связи со всем выше сказанным настоящая робота имеет практическое значение, результаты исследований могут использоваться в ДОУ.