Лучший педагог года

Работа с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Хамаева Светлана
Работа с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад из опыта работы

«Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Введение

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Уровень подготовленности ребенка к школе – это показатели его интеллектуального и эмоционального развития.

Публикация «Работа с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития, имеет достаточный уровень развития мелкой моторики рук, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь, он эмоционально устойчив и общителен.

Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Цель работы :

определить значение использования различных приемов и техник работы с песком для развития мелкой моторики рук ребенка дошкольного возраста

Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс по организации игр и занятий с песком, как средство развития моторики рук детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: занятия с песком, как средство развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что использование игр и занятий с песком, станет эффективным если:

1. Будет создана развивающая среда : песок, набор игрового материала, водонепроницаемый деревянный ящик, пластиковые подносы, бросовый материал.

2. Будут проводиться игры, занятия: обучающие, развивающие и познавательные для развития мелкой моторики рук, эмоционально-волевого и творческого развития дошкольника.

3. Будет организована работа с родителями : консультации, беседы.

Задачи:

Определить основные ориентиры современной концепции дошкольного образования, как условий эффективной подготовки ребенка к обучению в школе;

Изучить особенности основных психических процессов формирующихся в период дошкольного детства;

Определить степень результативность педагогической работы по применению игр и занятий с цветным песком в детском саде «Солнышко» села Хадахан Нукутского района Иркутской области.

Особенности организации занятий с песком для развития мелкой моторики рук :

Занятия с песком позволяют решать следующие задачи:

Развивать психические процессы (внимание, память);

Развивать логическое мышление;

Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать умение действовать по инструкции;

Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.

Занятия с песком помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма

Работа с песком позволяет не только развивать мелкую моторику ребенка, но и пробуждать их интерес к творческому труду, учит умению наблюдать, воспитывает усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; приучает к аккуратности в работе, формирует стремление поддерживать порядок на рабочем месте и умение работать в коллективе; способствует снятию эмоционального напряжения, развивает фантазию ребенка

Использование игр и занятий с песком так же позволяет воспитателю детского сада решать следующие практические задачи:

Снизить уровень психической напряженности, что ведёт к сокращению сроков психофизической адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Установить доверительные отношения между воспитателем и ребёнком.

Стабилизировать эмоциональное состояние ребенка.

Организация работы с песком для формирования мелкой моторики рук в детском саду

Занятия в детском саду с песком можно разделить на :

Обучающие (они облегчают процесс обучения ребенка чтению, письму, счету и грамоте)

Познавательные (с их помощью дети узнают об окружающем мире)

Проективные (игры с песком являются проекцией внутреннего мира ребенка, с их помощью осуществляются психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Организация и проведение игр с песком предполагают соблюдение следующих условий:

отсутствие у детей противопоказаний для игр с песком (кожных заболеваний, порезов на руках, аллергии на пыль от песка);

игровое оборудование и правила игр предъявляется ребенку постепенно;

количество упражнений четко не регламентируется, зависит от индивидуальных возможностей ребенка.

содержаний занятий планируется по нарастающей степени сложности соответственно возможностям детей.

Все упражнения, техники и приемы работы с песком должно отвечать основным принципам развития и воспитания ребенка в условиях детского сада:

Принцип целенаправленности. Цели и задачи занятий будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Принцип поэтапности. Занятия составляются с учётом возрастных особенностей ребёнка.

Принцип систематичности и последовательности. Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.

Принцип наглядности обучения. Тщательно продумываются дидактические цели, использование наглядности, методика показа, количество наглядного материала и последовательность демонстрации.

Принцип интегрированности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция упражнений и разные виды детской деятельности.

Для проведения занятий необходимы:

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковые подносы

2. Песок

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями) :

лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

разнообразные пластиковые формочки

миниатюрные игрушки

бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля, флаконы из-под духов, гаечки, болтики и т. д.

пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.).

Особенности организации занятий с песком на базе детского сада «Солнышко» села Хадахан Нукутского района Иркутской области

Основные методы и приемы, которые мы используем в своей работе :

Беседы;

Игры – коммуникации;

Игры – упражнения;

Проективные игры;

Познавательные игры;

Рисование цветным песком;

Просыпание цветным песком;

Элементы сказкотерапии;

Музыкальное сопровождение.

Считаю, что каждое проводимое занятие следует проводить с учетом следующих обязательных условий:

Сознательное согласие и желание ребенка участвовать в работе.

Творческое, креативное отношение воспитателя к процессу подготовки и организации занятий с детьми.

Обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий осуществления занятий: У детей не должно быть аллергии на материалы, кожных заболеваний и порезов на руках, песок должен быть прокварцован, используемые красители не аллергенны, в ходе занятий дети должны четко выполнять правила безопасного обращения с инструментами и материалами, после занятий дети обязательно должны вымыть руки.

В своей деятельности мы используем различные игры и упражнения для активизация и развитие рецепторных образований двигательного аппарата рук.

Графические:

рисование на сухом, затем сыром песке пальцами, ладонями, ребром ладони, предметами,

рисование предметное, сюжетное, по замыслу, образцу, словесной инструкции, в быстром и медленном темпе,

составление мозаики, коллажа; штриховка

рисование с помощью штампов и трафаретов, различными вспомогательными предметами, веточками, мячиками, шишками, расчёсками.

Строительные:

лепка плоскостных фигур путём вдавливания песка пальцами, ладонями, кулачками,

лепка объёмных фигур,

использование приё мов: защипывание, скатывание, расплющивание, вдавливание,

лепка пальцами с помощью предметов и без них.

Рисование цветным песком

Одной из эффективных форм развития является изобразительная деятельность.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит так же развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Рисуя песком, мы выполняем, как индивидуальные работы, так и групповые проекты.

Используем следующие техники:

рисование дыханием через трубочку для коктейля;

рисование на мокром песке тонким предметом;

посыпание цветным песком по клеевым контурам рисование с помощью штампов и трафаретов);

рисование с помощью пальчиков, ладошек.

Детские рисунки – это прекрасный диагностический материал, по ним можно не только оценить художественные умения и навыки, но и эмоциональное состояние дошкольника.

Работа над опытом развития мелкой моторики дошкольников в результате внедрения проекта «Чудесный песок» охватывала период с января 2015 года по январь 2016 года и была разделена на несколько этапов.

1 этап – начальный (констатирующий) – январь - февраль 2015 г.

2 этап – основной (формирующий) – февраль 2015 г. – декабрь 2015 г., реализация программы «Чудесный песок».

3 этап – заключительный – январь 2016 г.

Для проведения эксперимента была определена группа воспитанников в количестве 18 человек. Эксперимент начинался на том этапе, когда дети еще посещали старшую дошкольную группу. Контрольный этап эксперимента осуществлялся уже в подготовительной к школе группе.

На слайде № 29 отображены результаты диагностики уровня развития мелкой моторики на контрольном этапе эксперимента.

Более 60% детей в Контрольной и Экспериментальной группах не справились с заданиями теста. Общий уровень развития мелкой моторики, в Экспериментальной и Контрольной группах, можно назвать низким.

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь определенных положительных результатов, которые мы отразили в диаграмме:

6 детей показали высокий уровень и

3 ребенка показали средний уровень сформированности мелкой моторики.

На контрольном этапе у детей отмечались следующие изменения: кисть приобрела хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений, изменился нажим, что в дальнейшем поможет детям легко овладеть навыком письма.

В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей

преобладают положительные эмоции; появляется постоянная дружба со сверстниками; развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

наблюдается изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок, снизился уровень агрессии.

В заключении сделать следующие выводы:

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника, является подготовка ребенка к учебной деятельности. Один из навыков, который должен быть сформирован до начала обучения в школе – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Для эффективной организации учебно-воспитательной деятельности по формированию мелкой моторики рук в ДОУ, мы рекомендуем использовать игры и занятия с песком. Это не только позволяет эффективно формировать и развивать общеучебные навыки, но и способствует психологическому здоровью ребенка, его стрессоустойчивости.

В связи со всем выше сказанным настоящая робота имеет практическое значение, результаты исследований могут использоваться в ДОУ.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего дошкольного возраста " Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторике рук и речи детей младшего возраста". У мелкой моторики есть очень важная особенность.

Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать.

Книга из фетра для речевого развития и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Это необычные игрушки, которые развивают память, воображение, умение комбинировать и систематизировать. Игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Конспект занятия «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей»Конспект занятия «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей» Конспект занятия «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук дет й» Пластилинография – увлекательное и полезное занятие.

Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей и педагогов «Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Почему для детей так важно развитие мелкой моторики рук? В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких.

«Техника «торцевание» как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Новосибирска «Санаторная школа – интернат №133, ДО Методическая разработка.

Песочная технология как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста ПЕСОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Актуальность данной темы заключается в том,.

Развитие мелкой моторики и координации движения рук как средство развития речи детей с речевой патологией В данной статье рассмотрена специфика дидактических игр и их роль в развитии познавательных процессов детей всех возрастов. Изучены особенности.

Самообразование «Тестопластика как средство развития мелкой моторики рук у детей» для младшего дошкольного возраста Актуальность. Актуальность данной темы посвящена изучению развития мелкой моторики кисти и пальцев рук у ребенка. По данным исследования.

Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Слайд 1-2 Традиционные и нетрадиционные методы как средство развития мелкой моторики рук у детей с тяжелыми нарушениями речи Новикова И.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 февраля 2019 в 07:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа с песком, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Хамаева Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД