Татьяна Мокина
Ознакомление с произведениями художественной литературы детей 2–3 лет в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с произведениями художественной литературы детей 2-3 лет в Первой младшей группе.
В программный список произведений для рассказывания и чтения детям 2 – 3 лет входят народные сказки, песенки, потешки, произведения писателей.
Публикация «Ознакомление с произведениями художественной литературы детей 2–3 лет в первой младшей группе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Детям этого возраста рекомендуется не читать, а рассказывать (с 2 -3 повторениями). Чтобы поддержать внимания детей, воспитатель на ходу рассказывания предлагает им выполнить имитационные движения (показать, как т бабка тянут потянут репку, но не могут вытянуть Репку; как мышка махнула хвостиком и задела яичко, использует разнообразные наглядные пособия (фигура настольного туатара, картинки из фланелеграфа, игрушки.
Рассказав 1 – 2 раза, педагог помогает детям припомнить ее содержание и параллельно дает задания, которое позволяет ребенку сменить позу, подвигаться (показать какая большая была Репка; попрыгать по лугу, как козлятки). Вслед за воспитателем и дети повторяют отрывки из текста, наиболее интересные в плане обогащения речи. (Мышка бежала, хвостиком махнула; «затрещал Теремок, упал на боки весь развалился»). Надо предусматривать задания, требующие от детей несложного анализа содержания сказки. Например, воспитатель с помощью фланелеграфа показывает, как тянут Репку дед и бабка, внучка, медвежонок, кошка и ежик. Малыши должны заменить, что здесь что-то не так, объяснить, а затем восстановить порядок, заменив медвежонка и ежа собачкой и мышкой.
Восприятие некоторых сказок, например русской народной сказки «Колобок», идеи успешнее, если проводится предварительная подготовка. Например, 1 – 2 дня до занятия с детьми рассматривают иллюстрации к сказке, выполненные Ю. Васнецовым или Е. Рачевым.
Занятие можно заканчивать инсценирование сказки, а также самостоятельными играми детей с фигурками настольного театра, картинками, в процессе которых она воспроизводят отдельные слова, отдельные фразы, принадлежащие персонажам. Воспитатель должен принимать активное участие в этих играх.
Ежемесячно следует планировать повторение сказок на занятиях. Рассказ сказку сначала целиком, педагог пересказывает затем отдельные эпизоды, побуждая детей к активному участию. Обязательны задания, способствующие формированию интонационной выразительной речи ( утешить стариков: «Не плачь. Дед, не плачь, баба», произнести слова «Терем – теремок, кто в тереме живет?» от лица, медведя, мышки, зайчика, и др.).
При повторении сказок нужно привлекаться детей к драматизации отдельных эпизодов. Правда, дети нередко забывают роли, не всегда согласуют свои действия с действиями партнёров, но эти трудности не должны стеснять воспитателя.
Знакомые детям сказки педагог может рассказывать без наглядного сопровождения.
В первой младшей группе серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с произведениями малых фольклорных жанров. Педагог помогает воспитанникам вслушаться в звучание стихотворной речи, улавливать ее ритм, обращает их внимание на богатство и разнообразие словесных форм: Травка – муравка, Травушка – муравушка, маленька – аленька, т. д.
Чтение песенок, потешек создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят повторить текст. В свою очередь это способствует зарождению интереса к художественному слову.
Предлагаемые программой поэтические произведения отличаются богатством форм и размеров. Содержание некоторых из них не нуждается в пояснениях, для восприятия других требуется показ предметов и действий. Например, 1 – 2 дня до того, как прочитать детям потешку «Ай, качи.», воспитатель во время игры рассматривает с детьми и сравнивает калач и баранки (натуральные изделия, картинки).
Некоторая предварительная работа нужна и непосредственно на занятии. Она может быть разной.
Приведу несколько примеров:
Детям показывают игрушку (предмет, иллюстрацию). Дети рассматривают объект (например, игрушечного кота, высказывают свои впечатления (отмечают, какие усы у кота, высказывают свои впечатления (отмечают, какие у кота усы, глаза, глаза и т. п.). Затем воспитатель читает потешку «Как у нашего кота.».
Воспитатель использует фланелеграф, показывает картинки (предметные, сюжетные). Например, изображение спящих детей и зверей («лисы спят на горочке», «зайки спят на травушке», «утки – на муравушке» и т. п.). По просьбе педагога дети показывают заинек на травушке, деток, а люлечке и пр. Запоминают кто где спит, после чего слушают потешку «Вот и люди спят.».
Воспитатель организует дидактическую игру, связанную с содержание произведения. Например, к содержанию «Травушка – муравушка.» можно провести игру «Кто что ест?» дети рассматривают пшено, капусту, корочку хлеба кому что приготовлено синичке, зайке, мышке.
Как правило стихотворный текс читается 3 – 4 раза. Повторное чтение можно организовать по-разному:
- воспитатель использует те же приемы и тот наглядный материал, что и первом чтении;
- Читает произведение, не прибегая к наглядности,
- использует дополнительный наглядный материал. Например, к детям приходит еще один игрушечный кот и просит рассказать стихотворение «Как у нашего кота» или приходит зайка, который тоже «до ниточки промок».
- поощряет разного рода имитации (малыши умываются, дуют на горячие калачи, и едят их, пекут оладушки и поливают их маслом, достают мяч упавший в воду).
- вставляют в в текст ребенка присутствующего на занятии: «Водичка, водичка умой мое личико умой Коле, (Оле, Саши) личико; «Наша Маша (Таня, Аня) маленька» и т. п.».