Шевченко Ольга
Конспект занятия по ознакомлению с миром природы «Что такое лес»
▼ Скачать +Заказ
Ознакомление с окружающим миром
Тема: Что такое лес?
Форма проведения:(групповая)
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о лесе, о деревьях о жителях леса (животный мир)
-Познакомить детей с рассказом о природе, подкрепить впечатления от рассказа.
-Конкретизировать представление детей об взаимосвязи между растениями и животным миром.
-Побуждать детей делится собственными «лесными» впечатлениями.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с миром природы „Что такое лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: объемные, деревянные фигурки хвойных и лиственных деревьев ;деревянный набор животных леса, деревянные грибочки, фигурки птичек и насекомых. Картинки о природе по рассказу.
Содержание занятия. Педагог вспоминает с детьми, бывали ли они в лесу, что там делали, что интересного видели.
Предлагает послушать рассказ Юрия Дмитреева – Что такое лес (сказка). Читает детям рассказ с опорой на картинки:
Жил-был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес. «А что такое лес? — подумал он. — Лес это ведь деревья». Взял он кисти и краски и стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка.
Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек одни сухие стволы.
— Что случилось? — удивился художник. — Почему засох мой лес?
— Какой же это лес? — вдруг услышал художник. — Тут одни только деревья.
Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает:
— Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев? А где кусты, трава, цветы?
— Правильно, — согласился художник, — такого быть не может.
И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов.
— Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
— А это потому, что ты забыл нарисовать грибы,— сказал лесовичок.
— Да, позабыл,— согласился художник. — Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил нечасто.
— Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно.
И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть.
— А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.
А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.
— Это ты виноват,— закричал художник,— ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
— Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
— Что же делать! — в отчаянии воскликнул художник. — Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. Но когда он, наконец, собрался положить кисти, лесовичок сказал:
— Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…
— Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.
— Не все,— сказал лесовик. — Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.
— Нет! — решительно заявил художник.
— Нарисуй,— твердо сказал лесовик.
И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку… Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискиванье, фырканье.
— Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево и его не было видно в густой траве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на сказки!
Проведение физкультминутки
После физкультминутки педагог обсуждает с детьми содержание рассказа, побуждает их делится собственными «лесными» впечатлениями:
-Понравился ли вам рассказ?
-Что интересного узнали из рассказа Юрия Дмитреева «Что такое лес»
-Видели ли вы в лесу то о чем говорилось в рассказе?
-Как надо относится к лесу?
(Далее, воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать предметы деревьев, животных и других жителей леса. Перенести на другой стол все то, что отождествляют само содержание рассказа и что же все-таки определяет понятие «лес») (Дети отбирают нужные)
В завершении педагог напоминает детям правила поведения в лесу.
1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
3. Ходить в лесу можно по тропинкам.
4. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц обижать нельзя.
5. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.
Воспитатель произносит вместе с детьми:
1. Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
2. Нор звериных,
Птичьи гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живется с нами радостно всегда!