Надежда Сплошнова
Ознакомление дошкольников с народами пензенского края
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с народами Пензенского края.
Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов и родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Публикация «Ознакомление дошкольников с народами пензенского края» размещена в разделах
- Пензенская область, Пенза
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Именно поэтому, я решила работать по теме: «Ознакомление дошкольников с народами Пензенского края».
Целью моей работы стало развитие ребёнка как субъекта познания, патриотическое воспитание дошкольника.
Задачи вы видите перед собой
1. Ознакомление детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.
2. Воспитание патриотов, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины.
3. Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей.
Слайд 2
При выполнении данной работы только в начале этого учебного года мною с детьми были проведены занятия по темам: «В русской избе» Слайд 3, «Народные традиции и культура», «Народные игры» Слайд 4, целью было воспитать чувство толерантности, зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.
Также была проведена игра–упражнение «Загадай, мы отгадаем», где дети с удовольствием сравнивали национальные костюмы разных народов Пензенского края. Чтобы закрепить полученные знания на занятиях по изобразительному искусству мы рисовали русский народный костюм, лепили из глины игрушки и раскрашивали их в традиционные узоры разных народов и сел. Слайд 5
На протяжении всего периода обучения детей, по выбранной теме, я знакомила их с разными народными сказками : чувашскими («Иван – батыр», «Лиса и дятел», мордовскими («Лиса и медведь», «Чучело в перьях», татарскими («Водяная», «Волшебное кольцо», русскими («Василиса прекрасная», «Емеля»).
СЛАЙД 6
Также нами, совместно с детьми был поставлен спектакль по русской народной сказке «Емеля». Где каждый, и взрослый и ребенок проникся духом русской старины, попробовал себя в разных ролях, примерил одежду тех лет.
СЛАЙД 7
В области физической культуры также были разучены и проведены игры разных народов.
Чувашские игры: «Бои петухов», «Воробьи и кошки», «Иголка, нитка, узелок».
Мордовские игры: «Лапта»
Татарские игры: «Угадай и догони»
Русские народные игры : «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки».
Но как известно самые эффективные игры для развития ребенка – это сюжетно –ролевые игры, которые я тоже не обошла вниманием.
«Веселое путешествие по Пензенской области». Слайд 8
Цель:
- воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам.
«Дом моды».
Цель:
-закреплять знания детей о традиционной одежде разных национальностей (татар, русских, мордвов, чувашей)
-переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры.
-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.
Также совместно с детьми и родителями организовали мини-музей в детском саду, в котором представили предметы быта народов нашего края и национальной одежды. Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов и поиске атрибутов для музея. Слайд 9
Цель:
-формировать устойчивый интерес культурному наследию народа;
-обогащать эмоционально-чувственный опыт у детей;
-создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности.
Я совместно с родителями принимали участие в районом конкурсе на лучшее масленичное чучело, где заняли почетное второе место. СЛАЙД 10
Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов»
1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.
2. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка.
3.«Благодарный медведь» - мордовская сказка.
4. «Заяц слуга» - татарская сказка.
5. «Как луну из колодца доставали» - чувашская сказка.
С детьми проводятся беседы на тему традиции и обычаи разных народов Пензенской области. Где ребята узнают много нового и интересного о культуре и быте не только древних народов Пензенского края, но и о традициях современных народов.
СЛАЙД 11
Но работа с детьми, как известно должна проводиться по всем направлениям, поэтому в нашей работе участвовали не только воспитанники, но и их родители. Родителям была предложена для заполнения анкета «Семья и национальные традиции». Целью данной анкеты являлось выяснение настроения и желания родителей приобщать их самих и их детей к истории и традициям родного края. По результатам анкетирования родителей, мы узнали, что подавляющее большинство родителей хочет, чтобы их ребенок как можно больше узнал об истории родного края, научился понимать и ценить его культуру.
Было проведено не мало родительских собраний, на которых мы знакомили родителей с приемами внедрения русских традиций, в их совместные игры с ребенком. Родители с удовольствием мастерили кукол – берегинь из пряжи, проявляли творческий подход в их создании, также мы обсуждали с ними какие игры детства они помнят и к каким народам эти игры относятся, родители с удовольствием делились своим опытом не только с нами, но и со своими детьми. Слайд 12
Народная культура во все времена была базисом всей национальной культуры, ее исторической основой. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, земле-матери, природе.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах города, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям. Я продолжаю работу в этом направлении, и я думаю, что добьюсь отличных результатов в поставленных целях.
Литература:
1. Е. И. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду», Москва, 2005г.
2. И. Ф. Мулько. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – ТЦ Сфера, 2006г.
3. Е. Ф. Купецкова «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края»,Пенза,2016г.