Мария Лаврусик
Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта: Практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.)
Участники: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Пояснительная записка.
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир, который является источником первых знаний и радостных переживаний у детей, часто запоминающихся на всю жизнь. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг взрослых (родителей и педагогов). Сделать это необходимо как можно раньше, уже с первых шагов ребёнка по родной земле.
Публикация «Проект в младшей группе „Я познаю мир, Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольный возраст – является очень важным периодом в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы личности, в том числе и позитивное отношение к природе, окружающему миру. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на все его чувства своей яркостью и многообразием. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Актуальность проекта.
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Зачастую ознакомление с природой является одним из главных средств разностороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования через конкретные знания о явлениях неживой и живой природы, которое называется экологическое развитие.
Экологическое развитие непосредственно связано с наукой экологией, различными ее ответвлениями, направленное на формирование у дошкольников понимания, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей. Однако, несмотря на огромный интерес дошкольников к окружающему миру, они видят порой не всё, иногда не замечают даже главного – в этом и заключается проблема экологического развития детей. Важно научить их не только смотреть, но и замечать красоту окружающего мира.
В связи с этим разработка и проведение данного проекта с детьми младшего дошкольного возраста является актуальным.
Цель проекта заключается в создании условий для эмоционально-познавательного развития детей младшего дошкольного возраста через ознакомление их с природой родного края в различных видах деятельности; в формировании основ экологической культуры и осознанно-правильного отношения дошкольников к живой и неживой природе.
Задачи.
1. Расширять представления детей о животном и растительном мире родного края;
2. Развивать познавательный интерес к объектам окружающего мира через чтение стихов, рассказов о природе, через практическую деятельность;
3. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности при ознакомлении с природой родного края;
4. Формировать элементарные представления о взаимосвязях в природе;
5. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия;
6. Способствовать повышению познавательной активности родителей при реализации данного проекта.
Ожидаемые результаты:
- Имеет конкретные представления о ярких, отличительных признаках и свойствах отдельных предметов (объектов) неживой природы родного края;
- Различает, называет и имеет элементарные знания о среде обитания некоторых растений и животных родного края;
- Различает сезоны времен года, знает их некоторые характерные признаки;
- Переживает радость от общения с природой родного края, проявляет к ней положительно-эмоциональное отношение. Проявляет сочувствие, сопереживание к живым существам, интерес к труду взрослых в природе.
Этапы реализации проекта
Этапы
1. Подготовительный этап: С 22.03.21 по 29.03.21
— Выявление знаний детей по проблеме;
— Изучение методической и художественной литературы по проблеме;
— Подбор и создание демонстрационного и дидактического материала;
— Оформление информационного стенда для родителей на темы: «Весна – апрель» (стихи, загадки и приметы о весне, для закрепления знаний с детьми по теме «Весна»); «Береги природу» (правила пожарной безопасности на природе с детьми).
2. Основной этап: С 29.03.21 по 16.04.21
— Практическая деятельность с детьми (занятия; просмотр видео и фото-материалов; дидактические игры; наблюдения и экспериментирование).
— Оформление уголка природы в группе.
3. Заключительный этап: 19-20.04.21
— Викторина с элементами экспериментирования «Мы – друзья природы»
— Фото выставка «Я познаю мир»
План-график мероприятий по образовательным областям
1. Физическое развитие. Зарядки:«Белочка», «Ежик», «Поросенок Хрюша».
Подвижные игры: «Мыши и кот», «Гуси», «Зайцы и волк», «Солнце и дождик», «У медведя во бору», «Птички и птенчики»
2. Социально-коммуникативное развитие. Беседы:«Так нельзя, а как можно?», «Опасные предметы», «Правила поведения на природе», «Правила поведения при общении с животными», «Правила безопасного поведения на улицах».
Практические занятия: «Весенний ручей» (с наглядным материалом: бумажный кораблик в тазике с водой) (приложение 1)
Наблюдения: На прогулке: за состоянием погоды, за капелью, за птицами и животными (кошками, собаками, за деревьями.
В группе: за таянием снега в тазике, за птицами на кормушке.
3. Познавательное развитие. Настольные игры: Лото: «На лесной тропинке», «Мир животных»; Домино: «Домашние животные», «дикие животные», «Фрукты и ягоды»; «Большие и маленькие».
Дидактические игры: «Кто что ест?», «Чей домик?», «Посади цветочек», «Когда это бывает?», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Назови одним словом»
4. Речевое развитие. Беседы:«Приметы весны», «Береги природу», «Образ жизни диких животных и птиц весной», «Уж тает снег, бегут ручьи», «Звонкая капель» (с опорой на иллюстрацию, «Перелетные птицы», «Весна» (составление рассказа по мнемотаблице, «Погода за окном», «Наши пернатые друзья» (с опорой на иллюстрации, «Солнце весело сияй», «Дятел – лесной доктор», «Скворцы прилетели», «Солнечные зайчики», «Скворечник», «Насекомые просыпаются».
Чтение художественной литературы: К. Чуковский: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Краденое солнце»;
А. Якушева: «Почему медведь зимой лапу сосет», «Кто лечит деревья?»;
С. Маршак: серия стихотворений «Детки в клетке»;
Д. Хохлова: «Сказка о весне»;
Русская народная сказка: «Заюшкина избушка»
5. Художественно-эстетическое развитие. Рисование: «Будка для Дружка»; аппликация: «Скворечник»; лепка: «Птички на кормушке» (коллективная работа, «Зайчик».
Приложение 1
НОД Практическое занятие «Весенний ручеек»
Цель: Обобщить и закрепить знания о весенних явлениях природы.
Задачи: формировать представления детей о весенних изменениях в природе; учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи (солнце греет - тает снег, тает снег – бегут ручьи); развивать связную речь; развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; воспитывать бережное отношение к живой природе.
Словарная работа: весна, март, апрель, проталина, оттепель, ручей, капель, журчит, тает, припекает, светит.
Оборудование: картина «Весенние игры детей»; тазик с водой; бумажный кораблик.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картину и скажите, что вы на ней видите?
(далее вопросы по картине)
Физкультминутка:
Матросская шапка,
Верёвка в руке (маршировать на месте)
Тяну я кораблик
По быстрой реке (начать двигаться, будто тянем кораблик)
И скачут лягушки
За мной по пятам (присесть и подпрыгнуть)
И просят меня: — Прокати, капитан! (помахать рукой).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что помогает кораблику плыть? (ответы детей)
Воспитатель: А хотите, мы превратимся с вами в ветер и тоже подуем на наш кораблик? (дети – да)
«Раз, два, три – в ветер превратимся мы» (покружится на месте)
Воспитатель: Сделайте ваши губки трубочкой, подуйте на кораблик и вы увидите, что с ним произойдет (дети выходят к тазику с водой и кораблику по 1-2 человека)
Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошими и сильными ветерками вы были. Теперь пора превратиться вам обратно в детей – «Раз, два, три – в деток превратимся мы!»
Приложение 2
Викторина с элементами экспериментирования «Мы – друзья природы»
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о живой и неживой природе.
Задачи:
- закреплять знания детей о диких и домашних животных, насекомых, птицах;
- формировать представления детей о свойствах воды;
- способствовать развитию внимания и памяти;
- способствовать созданию эмоционального настроения;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: 4 банки (0,5 л.); пластиковые крышки, разрисованные изнутри гуашью разного цвета; конверт с письмом.
Ход занятия.
В группу забегает воспитатель с пакетом
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я нашла пакет, в котором лежал конверт с письмом и пустые банки. На конверте было написано «Детям младшей группы «Затейники» от Волшебника!». Ведь «Затейники» это вы? Хотите узнать, что написано в письме? (ответы детей)
«Письмо»
– Здравствуйте ребята! Слышал я, что вы любите изучать природу. Но просто изучать ее – это скучно. Хотите ли вы стать маленькими волшебниками? Чтобы обладать волшебной силой, необходимо правильно выполнить все мои задания и ответить на вопросы.
В этом пакете лежат 4 банки, но они необычные! Чтобы вам поколдовать, потребуется простая вода! Удачи вам, ребята!
«Игра-викторина»
Вопрос-ответ:
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей — кто это? (Насекомые)
Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы)
Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие)
У какого зверя есть иголки? (У ежа)
У какого дерева белый ствол? (У березы)
У какой птицы красная грудка? (У снегиря)
Загадки:
1. Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками (Ёж)
2. Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)
3. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут ее…. (лиса)
4. С веточки на веточку прыгает, резвится
Ловкая, проворная, а не птица! (белка)
5. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку (заяц)
6. Кто зимой холодный,
Ходит злой, голодный? (волк)
Правда или нет?:
1) Медведи любят есть тигров (нет)
2) У березы весной распускаются листья (да)
3) Солнце зеленого цвета (нет)
4) Собака – это домашнее животное (да)
5) Цветы никогда не поливают (нет)
6) Акула, щука – это птицы (нет)
7) Дождик капает из тучи (да)
8) Цветы все время черного цвета (нет)
9) В теплой лужице своей громко квакал…. воробей (нет)
10) Слоны умеют махать хоботом (да)
Времена года:
Игра «Когда это бывает»
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят … (Осень)
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
движения полна, зовут меня …. (Весна)
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша игра-викторина, вы справились со всеми заданиями, показали себя умными и внимательными. Теперь вы сможете применить свои волшебные силы, и посмотреть, что произойдет с баночками! Давайте произнесем волшебное заклинание: «Крибли, крабли, бумс!» (3 раза)
Спасибо за внимание!