Анна Володина
Ознакомление дошкольников с художественной литературой с помощью учебно-методического пособия «Календарь юного читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с художественной литературой в рамках реализации национального проекта «Культурное наследие» на примере учебно-методического пособия «Календарь юного читателя»
Наступивший 2022 год в России посвящён культурному и нематериальному наследию народов России. Об этом говорится в Указе, который подписал президент нашей страны В. В. Путин. Как говорится в этом документе, это решение было принято «в целях популяризации народного искусства и сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей». [2] Это предложение Президент поддержал ещё в ноябре 2019 года на заседании Совета по межнациональным отношениям, где он отметил необходимость «хорошо и содержательно» наполнить программу этого года и учесть особенности каждого региона России. На территории нашей родины проживает более 190 разных народов, и каждый из них весьма самобытен и стремится сохранить свои национальные богатства – язык, культуру, обычаи и традиции. Поэтому в рамках этого года во всех регионах нашей огромной страны пройдут различные ярмарки, фестивали, концерты творческих коллективов, тематические выставки, лекции и мастер-классы, и в детском дошкольном учреждении мы тоже не можем быть оторваны от этого процесса.
Публикация «Ознакомление дошкольников с художественной литературой с помощью учебно-методического пособия „Календарь юного читателя“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2022
Дошкольный возраст является самым благоприятным и интенсивным возрастом для формирования основ культуры поведения человека, служит благоприятным временем для развития речи и выработки навыков эффективного общения. И немаловажную роль в развитии речи и пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература – как общемировая, так и литература коренного народа, к которому принадлежит сам ребёнок или на территории которого проживает его семья. Художественная литература – это огромное и весьма действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает могучее влияние на развитие и обогащение речи детей, а также способствует становлению психологических качеств, норм общения и морали и их дальнейшему развитию, превращая маленького ребёнка в полноценного члена общества. В поэтических и повествовательных образах литература открывает и объясняет малышу жизнь людей в обществе, стране и мире, знакомит с красотами природы и жизнью её обитателей, показывает мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает его воображение и фантазию, обогащает его эмоции и чувства и даёт удивительные и прекрасные образцы русского литературного языка, что в дальнейшем приводит к правильному эстетическому развитию его личности.
О важности книги и её влиянии на ребёнка писал В. Г. Белинский: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». [1, С. 88] На важность приобщения детей к красоте родного слова и, как следствие, развитие культуры их речи указывали и многие другие лингвисты, педагоги и психологи, такие как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев и многие другие.
Знакомство ребёнка-дошкольника с художественной литературой начинается с народного творчества. Изучая потешки, песенки и народные сказки, ребёнок раннего дошкольного возраста впервые знакомится с красотами и богатствами родного языка, познаёт лаконичность и точность слова, улавливает напевность и музыкальность речи своего народа, раскрывает перед собой меткость и выразительность его языка. Становясь старше, ребёнок продолжает знакомиться с народным творчеством своего народа и других национальностей. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте его знакомят с авторскими сказками, стихами и рассказами, доступными его пониманию. При этом каждое литературное произведение выступает для ребёнка совершенным образцом связной речи, к которому он должен стремиться в своём общении. На это в своё время обращал внимание и К. Д. Ушинский. Он говорил, что сила слова – это не только «условный звук, которому учится ребёнок, изучая родной язык… пьёт духовную жизнь и силу родимой груди родного слова». [3, С. 148] В этих словах великого педагога мы видим не только ожидаемый результат усвоения родного языка, но и методы его изучения: ребёнок доверяет «языку-учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому-то недосягаемо облегчающему методу». [3, С. 148] Эти слова подчёркивают тот факт, что все писатели и поэты черпали своё вдохновение в силе языка того народа, к которому они принадлежали и на котором писали свои шедевры.
Помимо того, что художественная литература открывает ребёнку мир природы и общества, человеческих чувств, эмоций и взаимоотношений, она ещё является и тем средством, которое воздействует на личность малыша, развивает его умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка, оказывает воспитательное, эстетическое и познавательное значение. При этом ребёнок усваивает нормы грамматики и произношения родного языка в единстве с его лексикой.
Среди множества задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает и задача подготовки детей к школе. И одним из основных и наиболее важных показателей готовности ребёнка-дошкольника к успешному обучению в школе является хорошо развитая правильная речь, где основным компонентом является словарный запас, накопленный за дошкольный период. И литература здесь также оказывается нашим главным помощником. Словарный запас позволяет решить не только задачу накопления и уточнения каких-либо понятий и представлений, но и формирует и развивает содержательную сторону мышления ребёнка. Одновременно с этим на основе операций анализа, синтеза и обобщения полученной об этом слове информации происходит и овладение лексическим значением слова. Скудость словаря мешает ребёнку полноценно общаться, что в свою очередь ведёт к недостаточному уровню его общего развития. Поэтому своевременное развитие лексического словаря дошкольника является не только признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного развития, но и важным фактором этапа подготовки к школе. Таким образом, в результате общения с художественной книгой к началу школьного периода (6-7 лет) ребёнок обычно обладает значительным словарным запасом и овладевает основными грамматическими формами родного языка, что особенно важно для его дальнейшего обучения и становления как личности, развитой социально и культурно.
Ещё одной задачей дошкольного воспитания, которая также решается посредством знакомства с художественной литературой, является воспитание правильных нравственных ориентиров и культуры поведения. В современном мире, несмотря на широкую доступность самых разных мировых культурно-художественных ценностей, именно литература является тем фундаментом, на котором будет построена правильная эмоционально-нравственная личность. Именно она наиболее точно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его эмоциональную восприимчивость, закладывает основы моральных качеств, формирует сознание и самосознание, а в дальнейшем и общее мировоззрение. Сегодня на прилавках книжных магазинов и в интернет-магазинах мы можем встретить огромное количество детской литературы – яркой, красочной, музыкальной и даже в формате 3D, но не всякая книга полезна детям. В книге для дошкольного возраста необходимо обращать внимание не только на красочную упаковку и увлекательный сюжет, но и на то, чему учит такая книга, какие воспитательные идеи она в себе несёт, будет ли она полезна в процессе воспитания доброго, справедливого и честного маленького человека. Искусство слова, почерпнутое из книг, помогает ребёнку познавать жизнь, осмысливать и обобщать реальные жизненные факты и формировать правильное к ним отношение. При этом педагог и родитель обязан обратить особое внимание на отбор авторов и их произведений, методику их прочтения и проведения бесед по прочитанным произведениям. Это позволит сформировать у детей гуманные чувства и правильные этические и эстетические представления, научит в дальнейшем правильно переносить эти чувства и представления в свою жизнедеятельность.
Книги присутствуют в нашей жизни всегда, но в детстве их особенно много, поэтому детское литературное искусство – это многообразная и обширная часть современной культуры. Первые книги специально для детей в России стали писать в XVII веке, до этого же времени все сказки, предания, былины, песни и стихи передавались устно. Эпоха Петра I дала сильный толчок к развитию просвещения в целом и детской литературы в частности. Полноценное же становление детской литературы как отдельного жанра началось в XVIII столетии. Первыми детскими писателями и поэтами можно назвать М. Ломоносова, Н. Карамзина, А. Сумарокова и В. Жуковского. XIX век продолжил развитие детской литературы. Для юных читателей творили такие великие русские писатели и поэты, признанные не только в нашей стране, но и во всё м мире: А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой и др. И лишь в XX столетии детская литература получила тот новый уровень развития, когда писатели не только создавали произведения для детей, но и сама детская литература вышла на государственный уровень: впервые в мире, именно в нашей стране было создано первое детское издательство, в котором над детской книгой совместно работали авторы, художники и издатели. Это время подарило нам таких замечательных детских писателей и поэтов, как К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто и многих других. И по сей день основу детской литературы не только в нашей стране, но и за рубежом составляют произведения именно этих авторов: они переведены на сотни языков мира и печатаются в десятках стран как лучшие образцы мировой детской литературы.
Для повышения у дошкольников читательской грамотности и интереса к чтению, было разработано методическое пособие, которое позволяет целенаправленно построить систему по ознакомлению детей с кладезем русской и родной литературы. Данное пособие представляет собой литературный календарь, в котором отражены даты жизни и творчества тех писателей, которые входят в программу обучения и воспитания в детском саду и начальной школы.
Обратите особое внимание на то, что данный календарь может быть использован не только на занятиях по развитию речи в детском саду, но и на дополнительных занятиях, посвящённых чтению детской художественной литературы, на литературных выставках и в оформлении информационных стендов. Также этот календарь с успехом могут использовать и учителя начальных классов, так как школьная программа по литературному чтению включает в себя произведения большинства представленных авторов.
К сожалению, современные дети много времени проводят с различными гаджетами и не умеют самостоятельно организовывать свой досуг, мало читают, вследствие чего не умеют общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге, сделать её лучшим товарищем и собеседником ребёнка. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет стремиться подражать образу жизни своей семьи. А задача детского сада и школы – помочь семье в этой работе. На наш взгляд, данное учебно-методическое пособие помогает привить интерес к книге и любовь к чтению ненавязчиво и ежедневно.
Список использованной литературы :
1. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т. 4. – М., 1954. – С. 88.
2. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации
2022 года – Года культурного наследия народов России». –
https://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения, т. 1. – М., 1974. – С. 148.