Юлия Федосеева
Конспект открытого занятия по развитию математических знаний с использованием учебно-методического пособия «STEAM»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Волшебные фигуры"
Программное содержание:
Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Развитие математических знаний и познавательной мотивации посредством игры.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с понятием «геометрия», «геометрическая фигура», «круг», «квадрат», «треугольник», «цвет» (красный, синий, жёлтый, числом 8;
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию математических знаний с использованием учебно-методического пособия „STEAM“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
• Упражнять в составлении из простой геометрической фигуры – сложные фигуры.
Развивающие:
• Научить создавать программы поиска по заданным параметрам;
• Развить навыки критического анализа, целеполагания, логического и творческого мышления;
• Развивать целенаправленность и саморегуляции собственных действий дошкольника, уверенность ребёнка в собственных силах.
Воспитательные:
Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к изучению базовых навыков в области математики.
Интеграция образовательных областей:
• Речевое развитие;
• Социально - Коммуникативное развитие.
• Художественно - эстетическое развитие.
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно – исследовательская (моделирование).
Программные задачи:
Речевое развитие:
Связная речь:
• Развивать речь детей, включая его в познавательно – исследовательскую деятельность;
• Способствовать обогащению активного словаря через познавательно – исследовательскую деятельность;
• Обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами;
• развивать диалогическую и монологическую формы речи;
• воспитывать речевую культуру.
Социально - коммуникативное развитие:
• Формировать готовность детей к совместной деятельности со сверстниками;
• Развивать умения работать в команде;
• Развивать умения согласовывать действия с партнёром;
• Формировать навыки искусства общения;
• Развивать стремление к достижению общего результата.
• Формирование позитивных установок к профессиям: программист, учёный, математик, инженер.
Художественно - эстетическое развитие:
• Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной);
• Развивать фантазию, творческое воображение детей;
• Воспитать интерес к рисованию с помощью науки геометрия – геометрическими фигурами.
Педагогические методы организации образовательной деятельности:
Наглядные:
• демонстрация знаковых моделей;
• рассматривание плаката с иллюстрациями геометрических фигур.
Словесные:
• Словарная работа: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция.
• мотивация;
• метод интерактивного обучения;
• беседа;
• изучение художественной литературы;
Практические:
• Продуктивная деятельность (рисование);
• Моделирование;
• Программирование.
Методические приемы организации образовательной деятельности:
• объяснение;
• показ;
• поощрение;
• вопросы проблемного характера;
• опора на наглядность.
Используемые образовательные технологии:
• личностно - ориентированная технология;
• игровая технология;
• технология использования проблемных ситуаций;
• технология развития критического мышления.
• интерактивная технология.
Предварительная работа:
• НОД;
• наблюдения на прогулках «Математика вокруг нас»;
• рассматривание иллюстраций;
• отгадывание загадок о геометрических фигурах;
• заучивание стихотворений;
• Дидактические игры: «Нарисуй фигуры», «Нарисуй фигуры, такие как в квадратах», «Сложи фигуры из частей квадрата», «Сколько треугольников».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный компонент:
Воспитатель: «Ребята, сегодня у нас много гостей давайте, с ними поздороваемся…»
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что в нашей группе живёт Микибот, и сегодня он мне рассказал, о своей очень интересной находке, а нашёл он различные формы: треугольники, круги, квадраты. Это геометрические фигуры, изучает их наука геометрия, которая является одной из частей математики. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с разными предметами, похожими на фигуры, которые нашел Микибот. Что похоже на круг?
Ответ детей: Тарелка, часы, солнце.
Воспитатель: Что похоже на квадрат?
Ответ детей: Стол, кубик, картина.
Воспитатель: Что похоже на треугольник?
Ответ детей: Крыша, ёлка, пирамидка.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам внимательно рассмотреть геометрические фигуры, потому, что они не простые, а волшебные. Из них можно создать новые фигуры – сложные.
Давайте из простых геометрических фигур создадим новые формы.
Воспитатель демонстрирует детям разноцветные фигуры, а дети из базовых фигур составляют сложные.
2. Содержательный компонент.
Воспитатель: Ребята мы с вами из геометрических фигур составили не только новые сложные формы, но и красивые картины. Мы умеем рисовать картинки, красками, карандашами, фломастерами. Давайте сейчас попробуем нарисовать картину с помощью науки геометрия. Необычно? Да, но возможно. Для этого у нас есть геометрические фигуры: 8 треугольников, 8 квадратов, 8 кругов. Только они у нас чёрно – белые, чтобы получить красочную картину предлагаю раскрасить их в яркие цвета, а затем сделать из них математическую картину. Поскольку, геометрия это наука, то и раскрашивать фигуры и составлять картину мы будем по – особому, по – научному.
Давайте каждой фигуре присвоим определённый цвет. Ребята, какой цвет мы присвоим - квадрат?
Ответ детей: Красный
Воспитатель: Каким цветом мы раскрасим – круг?
Ответ детей: Жёлтым
Воспитатель: Какой цвет присвоим треугольнику?
Ответ детей: синий.
Воспитатель: Ребята, у нас есть 8 треугольников, 8 кругов, 8 квадратов. Внимание! Появилось новое число- 8. Познакомимся с числом восемь.
Воспитатель показывает карточку с числом -8 и приводит примеры, где можно в жизни встретить число -8. (8 колёс у двух машин, 8 рук у четырёх ребят, 8 ног у двух собак).
У нас по восемь одинаковых фигур.
Воспитатель: Ребята давайте раскрасим ниши геометрические фигуры для математической картины. Но поскольку фигуры должны быть трёх цветов, предлагаю вам разбиться на три команды: команда «жёлтых», команда «синих», команда «красных». «Жёлтые» раскрасят круги, «Синие» раскрасят треугольники, «Красные» раскрасят круги.
Воспитатель разбивает ребят на три команды и прикрепляет на одежду детей геометрические фигуры: команде «Жёлтых» - жёлтые круги, команде «Синих» - синие треугольники, команде «Красных» - красные круги.
Воспитатель раздаёт цветные карандаши командам:
- Команда «Жёлтых» получает жёлтые карандаши и чёрно – белые круги;
- Команда «Синих» получает синие карандаши и чёрно – белые треугольники;
-Команда «Красных» получает красные карандаши и черно – белые квадраты
Дети рассаживаются за столы и приступают к работе.
Воспитатель: Ребята, мы познакомились с тремя геометрическими фигурами и тремя цветами: красный, жёлтый, зелёный. Давайте потренируемся, чтобы нам было легко с ними работать. Сейчас я смешаю все раскрашенные фигуры и буду давать задания, какие фигуры необходимо найти. А вы будете быстро их находить.
Правила игра таковы: Воспитатель даёт задание найти определённую фигуру и если дети задание выполнили правильно, воспитатель, говорит «Верно», если задание выполнено неверно, воспитатель говорит «Неверно», и дети заново ищут нужную фигуру, пока не будет сказано «Верно»
Список заданий:
• Найти красную фигуру
• Найти треугольник
• Найти квадрат
• Найти жёлтую фигуру
• Найти круг
• Найти синюю фигуру
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы, научились распознавать фигуры. Наш Микибот всё это время находился с гостями и внимательно за нами наблюдал, ему понравилось наше занятие, и он тоже хочет научиться узнавать геометрические фигуры, давайте его научим. Научим?
Ответ детей: Да
Воспитатель: Для этого у нас есть особое поле, на котором его можно учить. Давайте вместе соберем геометрическое поле с геометрическими фигурами, как указано на рисунке.
Воспитатель: геометрическое поле готово, можно начинать обучение Микибота, вы будите давать роботу задания находить нужные фигуры, а он будет их выполнять. Но прежде я вас разделю на две команды:
• первая команда выбирает задание для робота.
• вторая команда будет программировать робота на выполнение задания первой команды, по следующему алгоритму:
• Построить последовательность движения работа на карточках – стрелочках, в соответствии с заданием первой команды
• Запрограммировать робота согласно последовательности карточек – стрелочек
• Запустить выполнение программы
Список заданий для Микибота на поле с геометрическими фигурами:
1. Найти красный треугольник (перейти на клетку с красным треугольником)
2. Найти синий круг
3. Найти жёлтый квадрат, а затем жёлтый треугольник
4. Найти синий квадрат. А затем синий круг
5. Найти красный треугольник, а затем жёлтый треугольник
6. Найти желтый квадрат, а затем синий квадрат.
После выполнения задания, робота ставят на исходное место – на клетку с красным кругом, носиком в сторону фиолетового прямоугольника, и команды меняются местами.
3. Заключительный компонент. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, теперь мы готовы создать нашу уникальную творческо – математическую, красиво - геометрическую картину. Давайте я буду выбирать наши раскрашенные геометрические фигуры, а вы все по очереди выберете место на картине, где расположить выбранную фигуру, чтобы получилась красивая картина, для которой вы потом придумаете красивое название
[b]Творческо – математическая, красиво - геометрическая картина, получила название: «Весёлое путешествие в мир геометрических фигур»[/b]
4. Рефлексивно – оценочный компонент (
[/b][/h4]обогащение активного словаря.)
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подведём итог занятия, я буду говорить начало предложения, а вы его продолжение:
• Сегодня на занятии мы познакомились с геометрическими фигурами…. (круг, квадрат, треугольник).
• Сегодня на занятии мы повторили цвета… (красный, жёлтый, синий).
• Сегодня на занятии мы познакомились с числом….(Восемь)
• Сегодня на занятии мы научились рисовать картины … (геометрическими фигурами)
• Сегодня на занятии я поставил себе оценку ….).
Молодцы, ребята вы сегодня хорошо поработали на занятии, и мне хочется продолжить игру. Давайте закончим наше занятие ритуалом: каждый по очереди скажет соседу и нашим гостям хорошие слова. Мы будем делать это для того, чтобы у всех осталось радостное чувство.