Приложение МААМ

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями

Татьяна Михаль
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Одной из важных задач дошкольного образования во все времена является задача ознакомления детей с окружающим миром. Ребенок старшего дошкольного возраста по отношению к окружающему миру занимает открытую позицию исследователя и деятеля, этому способствует его природная любознательность, активность, наблюдательность. Позиция “исследователя” характеризуется освоением физических качеств, свойств, материалов; позиция “деятеля” - приобретением способностей творческого общения с миром, где ребенку в наглядной форме собственной деятельности открываются ценности окружающего мира [1]. Анализ современной ситуации развития детей показывает, что представлений об окружающем мире у современных детей, несмотря на свою широту, бывают, как правило, несистемными, разрозненными, не всегда глубоко осознанными, а иногда и ошибочными. Исключение не составляет и тема космоса, вселенной. Небесные тела, их внешний вид, циклы существования привлекают как детей, так и взрослых. Способствует появлению интереса к теме и всевозможные издания книг, наличие кинофильмов, мультфильмов космической тематики.

Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями» размещена в разделах

Вместе с тем, психологи, педагоги актуализируют ситуацию амплификации, а не акселерации детского развития (А. В. Запорожец, Е. О. Смирнова и др., поэтому так важно уже на ступени дошкольного образования сформировать у детей прочную систему научных, верных представлений об окружающем мире. И пусть эта система будет «наукой до науки» (В. Ф. Одоевский, но данные представления должны положить начало формированию основ мировоззрения и ценностей ребенка, которые доступны его пониманию и интересны ему.

Ставя перед собой задачи создания условий для активного познания ребенком окружающего мира, педагоги детских садов обращаются к педагогическому потенциалу образовательных технологий. Одной из таких эффективных и востребованныхна современном этапе является технология проектной деятельности. Использование данной технологии позволяет создать условия для развития субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности, развивает у него активность, самостоятельность, навыки сотрудничества, поэтому обращение к потенциалу данной технологии в рамках ознакомления дошкольников с окружающим миром представляется нам актуальным.

Анализ современной образовательной ситуации позволил выделить ряд противоречий: между необходимостью формирования у детей системы знаний об окружающем мире и разрозненными, стихийными представлениями детей о нем; опорой на возрастные возможности в освоении представлений и неконтролируемом, стихийном потоке информации об окружающем; необходимости активного восприятия мира и наличием только опосредованных способов его изучения. Данные противоречия должны решаться в образовательном процессе при создании определенных педагогических условий. В своем исследовании мы ставили цель: показать эффективность использования проектной деятельности в формировании первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром как педагогическая проблема.

Предмет исследования : использование проектной деятельности в формировании первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: проектная деятельность будет являться эффективным способом формирования у детей старшего дошкольного возраста первоначальных астрономических представлений, если:

- тематика проектов будет совпадать с познавательными интересами детей о космосе;

- включает в себя продуктивную, игровую, исследовательскую деятельность, связанные с космической тематикой;

- предполагает обогащение предметной среды группы.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром.

2. Охарактеризовать технологию использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста

3. Выявить уровень первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

4. Опытно – экспериментальным путем доказать эффективностьиспользованияпроектной деятельности в формировании астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая база исследования: теоретические положения Н. Н. Поддъякова, об особенностях формирования системы знаний у детей дошкольного возраста, возможности формирования элементарных категорий; педагогические положения С. А. Козловой о значении ознакомления с окружающим миром в образовании ребенка дошкольного возраста; теоретические положения Г. П. Щедровицкого о проекте педагогической деятельности; теоретические положения В. В. Краевского, М. В. Клариной, В. С. Безрукова и др. об использовании метода проекта в образовательном процессе.

Методы исследования:

Теоретические:анализ психолого-педагогической литературы.

Эмпирические: беседа, педагогический эксперимент.

Интерпретационные: количественная и качественная обработка полученных результатов.

Практическая значимость: выделенные иапробированные педагогические условия формирования первоначальных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности могут быть рекомендованы воспитателям дошкольных образовательных организаций.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ "ЦРР детский сад «Василек» г. Абакана, Республика Хакасия.

Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.

Глава 1. Теоретические основы ознакомления дошкольников с окружающим миром

1.1. Изучение вопроса ознакомление с окружающим миром в педагогических трудах ученных

Окружающий мир является предметом пристального изучения ребенка дошкольного возраста, он приобретает знаниякак самостоятельно, - путем наблюдения и экспериментирования, так и под руководством взрослых в специально организованной деятельности и в повседневной жизни. Успехи дошкольников в познании окружающего мира поистине велики, хотя умозаключения и выводы, которые делает ребенок самостоятельно не всегда могут носить достоверный научный характер и часто бывают бессистемными и случайными. Руководство взрослым ознакомлением ребенка с окружающим миром является важнейшей задачей и средством умственного воспитания дошкольника. А. П. Усова ознакомление с окружающим считала основным фактором умственного развития дошкольника и ставила на первое место[4].

Объем знаний детей об окружающем мире представлен в образовательных программах. Программный материал всегда отбирался, прежде всего, с учётом возрастных возможностей и интересов детей. Во всех возрастных группах детей, как правило, знакомят со свойствами и качествами предметов, их назначением, изготовлением; с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых и с природным миром. Знание предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка, а развитие игры и общения, формирование поведения и отношения ребенка к окружающему связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде, деятельности взрослых.

Впервые программу по ознакомлению с окружающим миром создал чешский педагог Я. А. Коменский в научном труде «Материнская школа». Своими рекомендациями в «Материнской школе» Я. А. Коменский хотел помочь семьям, в частности матерям и няням, правильно и разумно поставить вопрос о воспитании деятельных, трудолюбивых членов общества. На первый план Я. А. Коменский выдвигает те знания, которые мы обозначаем термином «естествознание». Это физика, оптика, астрономия и география. Конечно, они ограничиваются чисто эмпирическими представлениями о предметах и явлениях природы и должны быть доступны детям. Ян Амo с Коменский говорил: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» [3].

Для гуманитарных знаний Я. А. Коменский выдвигал такие науки как хронология, история, экономика, политика. Под хронологией понимается ознакомление с единицами для измерения времени: час, день, неделя, месяц, год и т. д., понятия вчера, завтра. Можно не сомневаться, что детям доступны представления о событиях, имевших место год, два назад, таким образом, ученый раскрывает перед детьми содержание истории. Кроме того, Я. А. Коменский рекомендует знакомить детей и с геометрией, музыкой. К вопросам воспитания нравственного достоинства человека были сформулированы требования по отношению к другим людям, к самому себе [3].

Таким образом, приобщая детей к знаниям об окружающем мире, закладываются первые основы научного образования.

При отборе материала для ознакомления детей с окружающим миром и в процессе ознакомления с ним педагоги предлагают учитывать особенности умственного развития дошкольников. Умственное развитие ребенка характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их во внутреннем плане даже в том случае, если он их не видит. Немалую помощь в этом процессе оказывает речь. Свойственные дошкольникам эгоцентризм и центрация, необратимость мышления мешают детям удерживать в памяти значительный объем информации, систематизировать и классифицировать объекты, точно определять возраст, ощущать время и расстояние. Эти особенности мышления лежат в основе трансдуктивных умозаключений и анимизма, типичных для детей 3-6 лет. Например, чтобы показать маме радугу, мальчик ведет ее на то место, с которого увидел ее сам, полагая, что мать может увидеть радугу только в том случае, если займет его место. Дети, как правило, не умеют сосредоточиться на изменениях объекта и на его переходах в другое состояние, поэтому часто делают трансдуктивные суждения – умозаключение построенное по принципу «от частного к частному без соотнесения с общим». Например, мальчик в зоопарке рассматривает слона и думает: «Серый, четыре ноги, двигается, длинный хвост. Замечательная собачка». Не способность детей отличать реальные предметы, объекты от вымышленных, стремление приписывать неодушевленным предметам или животным человеческие черты называется в науке анимизмом. Ребенок уверен, что снеговик может петь и танцевать, искренне верит в страшных сказочных персонажей. В этом прослеживается тесная взаимосвязь детского мышления и эмоций, которая к 6-7 годам исчезает [7].

Отбор сведений об окружающем мире для образовательной программы развития детей осуществляется с учетом их воспитательного характера, научной достоверности, конкретности, доступности детям дошкольного возраста. Ученые в области дошкольной педагогики отмечают, что важно, чтобы отбор программного содержания осуществлялся с учетом особенностей быта, национальных традиций, специфики труда в данной местности, природно-климатических условий. Есть знания об окружающем мире, которые дети могут освоить без специального обучения, есть и такие, которые требуют занятий и других форм обучения (Р. Б. Стёркина, Н. Тарловская и др.).

Научность знаний заключается во-первых, в том, что необходимо показывать дошкольникам действительность такой, какая она есть, включая в программу достоверные факты, явления; во-вторых, необходимо показывать взаимосвязь этих явлений с научной точки зрения об их природе (П. Г. Саморукова) [5].

Доступность знаний заключается в учете познавательных возможностей детей, в усложнении знаний с ростом этих возможностей (А. П. Усова).

Воспитывающий характер включает выделение ведущих ценностей общества, доступных пониманию ребенка. Такие знания вводят ребенка в жизнь общества, трудовые интересы взрослых, их отношения, формируют мировоззрение (С. А. Козлова) [4].

Знания должны носить точныйи целенаправленный характер, так как создавая условия их восприятия необходимо опираться на особенности конкретности мышления дошкольника [7].

Общим для всех образовательных программ является попытка поставить в центр этих знаний человека (человек и природа, человек и рукотворный мир, человек и другие люди, человек и художественные образы, человек и его личность, индивидуальность). Любое предметное содержание знаний дошкольник может усвоить по-разному: в виде представлений (образы конкретных предметов, в виде понятий (обобщенные знания о целой группе предметов, объединенных на основе общих существенных признаков, в виде знаний-сведений, которые он получает от взрослых, в виде объяснения, рассказа из литературных произведений, которые ему читают (А. А. Люблинская).

Формирование знаний должно обеспечивать развитие познавательного отношения ребенка к окружающему миру. У детей должна возникнуть потребность узнать причины, связи, проникнуть в сущность явлений. Формирование познавательной деятельности связано с определенной системой знаний (П. Г. Саморукова).

Система знаний – это совокупность знаний об определенных предметах или явлениях, достигаемая путем установления существенных связей, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов, правил[5]. Результаты психолого-педагогических исследований П. Я. Гальперина, Н. Н. Поддьякова и других ученых свидетельствуют о том, что упорядоченный, систематизированный материал усваивается детьми легче, чем материал разрозненный [6]. Познание внутренних свойств явлений играет важную роль в развитии содержания и формы мышления, поэтому переход от познания внешних свойств явлений к познанию внутренних их связей возможет лишь в процессе последовательного усвоения детьми соответствующей системы знаний, когда каждое последующее представление вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения как центральное ядро[ 7].

П. Г. Саморукова выделяла два уровня усвоения детьми знаний:

- эмпирический – в форме представлений с опорой на восприятие;

- теоретический – в форме понятий, категорий.

Усвоение системы знаний может осуществляться по иерархическому принципу, где в центре исходное понятие и из него вытекают остальные, соподчиненные. В процессе предметно-чувственной деятельности формируются элементарные понятия, которые могут стать ядром системы знаний.

Система знаний у детей не остается неизменной. Она постоянно углубляется и расширяется в процессе обучения и по мере накопления жизненного опыта. Воспитатель последовательно работает над ее формированием у ребенка. Например, в младшей группе он обращает внимание детей на наиболее яркие, единичные признаки времен года, в средней - учит выделять основные, характерные признаки, сравнивать их между собой, в старшей - формирует знания о последовательности сезонных изменений, их закономерной повторяемости и связях между явлениями живой и неживой природы. Воспитатель, намечая программное содержание образовательной деятельности с детьми, продумывает, как будет выглядеть та система знаний, которую дети должны усвоить на том или ином занятии, как они будут связаны со знаниями, полученными в других формах обучения. Выявление объективных связей, отношений внутри явления создает предпосылки к тому, что отдельные факты, стороны явления выступают не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости [6].

Процесс систематизации знаний является универсальным средством развития мыслительной деятельности детей. Дети овладевают умениями использовать прежние знания для более глубокого понимания вновь формируемых понятий, поэтому успешное обучение дошкольников зависит от широты и глубины взаимодействия усвоенных знаний с вновь формируемыми. С помощью системы знаний количественно и качественно изменяется внутренний план действий ребенка, усложняется форма мыслительной деятельности, общая стратегия познавательной деятельности развертывается по логической схеме: от выделения предмета – к установлению его связей с другими предметами – и к анализу его свойств в общей системе функционирования. В этом процессе знания выступают средством организации и регулирования деятельности, обеспечивают синтез новых знаний в целостную систему. Усвоение системы знаний способствует появлению установки на поиск скрытых внутренних связей и отношений, у ребенка перестраивается обследование предметов : от анализа внешних средств и качеств он переходит к познанию внутренних связей[6].

Таким образом, принцип систематизации знаний обеспечивает реализацию принципа научности, так как в основу кладутся элементарные понятия, отражающие основные связи соответствующей области действительности. Последовательное усложнение знаний позволяет реализовать принцип доступности обучения. Любой объект должен рассматриваться не сам по себе, а в связи с другими предметами, в той системе, в которой он существует и функционирует. В процессе усвоения систематизированных знаний у дошкольников формируется широкое понимание окружающей действительности, взаимосвязи и взаимодействия предметов и явлений, их изменение и развитие.

По словам В. А. Сухомлинского "ребенок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира". Он интересуется всем новым, неизвестным. Открытия у него каждый день, он постоянно познает окружающий мир [3].

Таким образом, освоение детьми разнообразных средств и способов взаимодействия с миром является одним из ключевых условий развития самостоятельности, инициативности, творчества дошкольников. С помощью освоенных средств и способов познания действительности ребенок может применять полученные знания и добывать новые.

Выбор конкретного содержания определяется, в частности, тем, что одним из основных источником познания действительности ребенком является его понимание изменяющейся картины мира (С. Л. Рубинштейн, А. Валлон, Н. Е Веракса, Н. Н. Поддьяков и др.).

1.2. Общая характеристика использования проектной деятельности в образовательном процессе детского сада

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в которой ребенок воспринимает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты [8].

Метод проектов можно вообразить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает планирование. В современной педагогике метод проектов используется наряду с систематическим предметного обучения как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов возник во второй половинеXIX века в школах США. По мнению ДжонaДьюи, оcновоположникa дaнной технологии, опыт и знaния, ребенок должен приобретaть путем «делaнья», в ходе иccледования проблемной обучaющейcреды, изготовления различных проектов, cхем, производствa опытов, нaхождения ответов нa спорные вопросы. Поэтому одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Оcновывaясь нa личностно - ориентировaнном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальна для них, и еще: детская самодеятельность, конкретное практическое творческое дело, поэтапное достижение к цели, этот метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

Суть метода проектов – заинтересовать детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [9].

Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить основные этапы:

1. Целеполагание - педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и легкую для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• в каком источнике можно найти информацию, какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов [8].

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

М. Крупенина полагала, что метод проектов реализует комплекс таких педагогические принципов, как инициатива, сотрудничество детей и взрослых, с учетом возраста, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой.

При использование проектного метода в работе с дошкольного возраста повышает самооценку ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значительным в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Обязaтельные состaвляющие проектa – детcкая caмоcтоятельноcть (при поддержке взрослого, в cотворчество детей и взрослых, рaзвитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение приобретенных знаний в разных видах деятельности.

При использовании метода проектов помимо оценки результата деятельности необходимо отслеживание психолого-педагогического эффекта: степени формирования личностных качеств, самооценки, умения делать выбор.

Современные исследователи и практики в образовании утверждают, что проектный метод эффективный и актуальный способ развития личности. Он дает ребенку возможность экспериментировать, анализировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации будущего школьного обучения. Федеральный государственный стандарт по дошкольному образованию ориентирует педагогов на использование в работе с детьми календарно-тематического планирования, которое предполагает целостное интегрированное изучение явлений окружающего мира. Проектная деятельность содержит в своем алгоритме условия, способствующие формированию у детей целостной картины мира, умений самостоятельно использовать полученные представления о мире природы, вещей, явлений и творчески выражать это в какой-то продуктивной, значимой для ребенка деятельности.

Библиографический список

1. Алёшина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью / Н. В. Алёшина – М. : ЭлизеТрейдинг ЦГЛ, 2005. – 246 с.

2. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М: Айрис_Пресс, 2008. – 190 с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXвека / Под ред. А. И. Пискунова. – М., 2001. – 512 с.

4. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова – М., 2015. – 432 с.

5. Микляева, Н. В., Микляева, Ю. В. Дошкольная педагогика : теория воспитания / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Академия,2013. – 208 с.

6. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. – М., 1999. –

7. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М., 2005.

8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие // Л. С. Кисилёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода и др. – М. : АРКТИ, 2003, 16 с.

9. Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду/ Л. Л. Тимофеева. – СПб. : ООО «Издательство – пресс», 2011. – 80 с.

Публикации по теме:

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 1) Тема «Формирование системы знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности».

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности» (часть 2) Расскажу подробнее о проекте «Не дразните собак!». Тема данного проекта выбрана мною неслучайно. Опасность могут представлять как безнадзорные,.

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 3) Ребята так же представили свои работы на тему «Правила поведения с собакой», рассказали, что изображено. Мы вместе с ребятами сформулировали.

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Работая над реализацией проекта каждому педагогу необходимо помнить: Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый.

Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем!» Тема: «Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями «Помним, гордимся, наследуем! Посвященной.

Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возрастаОбобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, принятым Государственной Думой 21.12.2012 года, дошкольное.

Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет)Оформление группы в ходе проектной деятельности (фотоотчет) Декабрь выдался напряженным и насыщенным в работе, наверное, как и умногих из вас. В нашем ДОУ в этом месяце проходит конкурс зимних проектов.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха,.

Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности «Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности» Проблема. У каждого ребенка творчество.

Создание макетов с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности Представляем свой опыт работы по созданию макетов с детьми старшего дошкольного возраста. Вашему вниманию представим проекты, которые были.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями
Опубликовано: 10 апреля 2016 в 11:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с первоначальными астрономическими представлениями» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Михаль (УИ 460576) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД