Таня Махмутова
«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности» (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Формирование системы знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности».
Безопасности формула есть :
Надо видеть, предвидеть, учесть.
По возможности все избежать,
А где надо на помощь позвать.
Публикация «„Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности“ (часть 1)» размещена в разделах
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. Неслучайно в Федеральных государственных стандартах этой теме уделено особое внимание, четко выделена образовательная область «Безопасность».
Многие правила безопасности возникли еще в глубокой древности, когда люди пытались защищаться от диких зверей и природных явлений. Со временем изменились условия жизни человека, естественно, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники.
Мы все желаем нашим детям счастья, пытаемся уберечь их от бед и невзгод и часто задаем себе вопросы : Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям? Как сберечь их здоровье? Как защитить от жестокости? Как научить быть осторожным? Как доступно рассказать о правилах поведения? Как помочь разобраться в жизненных ситуациях? Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан страны - дошколят.
С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Запреты взрослых: «нельзя», «не трогай», «отойди» часто дают обратный эффект, стимулируя еще большее любопытство ребенка.
В начале третьего тысячилетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития». Это означает, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
В поиске наиболее эффективных средств обучения и воспитания меня заинтересовало изучение вопроса о внедрении проектного метода в ДОУ.
Понимая значимость данной проблемы, изучив требования Федеральных государственных стандартов, методическую литературу, опыт коллег, интернет-ресурсы я поставила перед собой цель: Повысить эффективность реализации задач по обеспечению безопасной жизнедеятельности на основе использования проектной деятельности.
Для достижения поставленной цели я решала следующие задачи:
1. Построить качественный воспитательно-образовательный процесс на основе современных программ и технологий, направленных на формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.
2. Разработать систему мероприятий по созданию интегрированной модели «Безопасный детский сад».
3. Внедрить в работу ДОУ интегрированные занятия и разработанные проекты с учетом возрастных особенностей детей и современных программных требований.
4. Реализовать планы сотрудничества воспитателей и родителей в процессе совместной деятельности, и тесного взаимодействия с организациями в социуме.
5. Обобщить опыт работы.
На основании этого мною был разработан проект «Детская безопасность», который иллюстрирует использование педагогами ДОУ проектирования как метод обучения, взаимодействия с родителями воспитанников и активного их включения в педагогический процесс.
Работа по инновационной деятельности проводилась в три этапа:
I этап - подготовительный
1. изучение литературы и существующего накопленного опыта;
2. оформление необходимой документации;
3. детальное планирование инновационной работы;
II этап – исследовательский
4. отслеживание реализации проекта, внесение корректировок;
5. осуществление экспериментальной работы в соответствии с планами инновационной деятельности;
6. проведение диагностики для контроля знаний и умений детей.
III этап – заключительный
7. отслеживание результатов работы;
8. обобщение и систематизация накопленного опыта по инновационной деятельности.
Для реализации инновационного направления в МДОУ были созданы соответствующие условия: обновлена и пополнена предметно-развивающая среда в группах; оформлены уголки по формированию безопасного поведения на дорогах, приобретены плакаты, выпушены стенгазеты для родителей, созданы разнообразные пособия и дидактические игры (Приложение 1)
На основе рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Развитие+» под редакцией Л. А. Венгера, парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, а также с учетом опыта работы с дошкольниками, современных требований, мною были разработаны и реализованы проекты по основным разделам : «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Ребенок и улица».
В проектах по разделу «Ребенок и улица» : «Красный, желтый, зеленый», «Дети и дорога», «Школа пешеходных наук», «Законы улиц и дорог», «От кареты до ракеты» (Приложение 2, целью ставила формирование представлений у дошкольников об улице; о правилах поведения на дорогах. Участниками проектов являются дети, педагоги, родители. В рамках проектов проводила беседы и консультации с взрослыми, непосредственно организованную образовательную деятельность, целевые прогулки, развлечения, чтение художественной литературы, игры с детьми, знакомлю с правилами поведения на улице, рассказывала о правилах дорожного движения, знакомила с дорожными знаками, изучали историю возникновения разных видов транспорта. Дети с интересом выполняли мои задания, решали проблемные ситуации, участвовали в развлечениях.
В рамках темы раздела «Ребенок дома» с помощью проектов : «Наши помощники и враги дома», «Знакомьтесь, огонь!», «С огнем шутить нельзя!» формировала у детей навыки безопасного поведения в быту, социуме, природе; обучала дошкольников адекватным действиям в различных опасных ситуациях, с помощью дидактических игр, а также чтения и обсуждения художественной литературы, использования фотографий. Необходимо отметить, что большое внимание уделяла мотивации деятельности. Особая роль здесь отводилась игровому персонажу – Стобеду (герой произведений Д. Орловой, который рассказывал истории, происходившие с ним (из-за нарушения правил безопасности, и «открывал» вместе с детьми правила поведения, а также загадывал загадки, приносил картинки и разные задания и т. п. На примерах из жизни Стобеда показывал, что может случиться, если не соблюдать правила безопасности.
Разрабатывая проекты по разделу «Ребенок и природа» : «Грибы и ягоды», «В лес по грибы, ягоды», «Не дразните собак!», «Наши младшие друзья», «Наши соседи – насекомые», «Пчелки – неутомимые работницы», «Мир воды» целью работы ставила обучить детей осторожному обращению с объектами природы через различные виды деятельности. Дошколята получали первоначальные знания об опасности, которую таит в себе природа; учились правильно вести себя в лесу, различать съедобные и несъедобные грибы, узнавать ядовитые и лекарственные растения; получали знания о правилах поведения при встрече с насекомыми, животными; о мерах безопасности во время грозы, снегопада, при пожаре, на воде.
Работа по проекту «Берегись бед, пока их нет!» направлена на формирование у детей дошкольного возраста навыков правильного безопасного общения с незнакомыми людьми.
В разделе «Здоровье ребёнка» были разработаны проекты : «Будь здоров, малыш!», «Изучаем свой организм», «Витамины – наши друзья», «Витаминный калейдоскоп», «Не курите, я хочу быть здоровым!».
Задачами данных проектов являлось способствование формированию здорового образа жизни; потребности заниматься физической культурой и спортом. Формирование представлений о своем организме у дошкольников и о различных способах и средствах познания окружающего мира, закрепление знаний у детей о борьбе с микробами, о вкусной и здоровой пище, о витаминах и их значимости для здорового человека. Закрепление культурно-гигиенических навыков. Развитие у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
При построении воспитательно-образовательного процесса учитываю комплексно-тематический принцип. В начале года составляю соответствующее планирование, в соответствии с тематическими неделями. При этом принимаю во внимание следующие моменты: содержание программы, календарные даты, план работы ДОУ.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители.
Приступая к работе над каким-либо проектом, в начале определяю его цель, задачи, ожидаемые результаты. Затем помогаю детям в постановке проблемной ситуации. С ребятами младшего возраста овладеваем способами решения поставленных задач, а ребята старшего возраста предлагают сами пути решения проблемы. После этого начинается реализация проекта, которая осуществляется через различные виды детской деятельности (художественно-творческая, познавательная, коммуникативная, трудовая, игровая, музыкальная, а заканчивается работа презентацией в виде открытой образовательной деятельности, развлечений, докладов, выставок совместных работ детей и родителей.
Темы проектов выбираются также и в зависимости от интересов детей и окружающей ситуации. Например, ребенок, приехав из другой страны или из деревни от бабушки, рассказывает о том, что он видел. Рассказ одного из детей положил начало проекту «Мой друг - велосипед». Или, однажды мальчик шел с мамой из детского сада домой и увидел пожар – это стало темой проекта «Огонь – друг или враг?».