Антонина Кузовкина
Опыт работы «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
▼ Скачать
+ Заказать документы
«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей.
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
По результатам диагностического обследования детей на начало учебного года 2013, преобладал недостаточный уровень экологических знаний.
2013 сентябрь
высокий средний низкий
18,5% 22,3% 59,2%
2014 май
25% 35,7% 39,3%
Не все дети имели представление о характерных особенностях каждого времени года, не проявляли интерес к животному и растительному миру из-за отсутствия знаний об уходе за живыми существами, проявляли затруднения в классификации растительного мира, среде обитания животного мира, не достаточно имели представления о бережном отношении к природе.
Направление инновационной деятельности детского сада проектная и исследовательская деятельность с воспитанниками ДОУ было выявлено, что недостаточно создано экологических проектов.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы по самообразованию – экологическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Целью своей работы поставила : формирование начал экологической культуры личности дошкольника через проектную деятельность.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
1. Формировать знания о происхождении и многообразии растительного и животного мира, о существенных признаках, потребностях, приспособленности к среде.
2. Развитие экологического сознания, мышления, стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
3. Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни.
4. Создание развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию.
5. Систематически вести пропаганду среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье.
6. Повысить профессиональную компетентность воспитателей по экологическому образованию.
Один из путей повышения эффективности воспитания экологической культуры состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.
Проектная деятельность
беседы -наблюдения
экспериментально – исследовательская деятельность
моделирующая деятельность
экскурсии
чтение художественной и научной литературы природоведческой направленности
беседы
просвещение родителей
рассматривание картин
видео- и аудиозаписи
разнообразные сюжетно-ролевые игры, настольные игры
НОД с элементами экологии
праздники и развлечения
коллекционирование природных объектов
обсуждение и проигрывание экологических ситуаций
При использовании таких методов и форм, считаю, что у детей повысятся знания об экологической культуре, сформируется положительное и бережное отношение к природному миру.
Совместная деятельность с детьми
Для организации совместной деятельности с детьми использую следующие принципы:
Систематичность;
Возрастные особенности;
Интегрированный подход;
Взаимодействие с воспитанниками в условиях дошкольного учреждения и с семьей;
Используя наглядное пособие о животных, дети учатся составлять описательные рассказы по картинам, используя части речи такие как: прилагательные, глаголы, синонимы, антонимы.
Использование природного материала при составлении аппликаций позволяет развитию у детей мелкой моторики рук, для дальнейшей подготовки руки к письму, познавательной активности.
В процессе общения с природой в игровой форме, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; желание участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность природы каждого объекта, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Основным дидактическим методом обучения является наблюдение, как средство развития интеллектуальной деятельности, основа для формирования творческого воображения. В процессе наблюдения использую следующие приёмы (художественное слово, проблемные ситуации, выводы, обобщения и т. д., которые формируют у детей умения анализировать, синтезировать полученные в ходе наблюдений знания. Эти методы способствуют формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и экологической культуры, так необходимых в настоящее время.
Ведущую роль в формировании интереса дошкольников к природе играют экологические беседы. Такие как «Поможем природе!», «Растения просят помощи» и т. д.
В старшем дошкольном возрасте преобладает метод проектирования, в котором дети принимают активное участие. С учётом Федеральных государственных образовательных стандартов, мною были разработаны проекты : «Зимующие птицы», «Флора и фауна Зауралья», «Белоствольная красавица» и др., где прослеживается интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Дети с желанием принимали участие в городских и всероссийских конкурсах «В мире животных», «Подводный мир». Во всероссийском конкурсе «М!И!Р!» заняли вторые и третьи места по региону.
После проведённой мною работой, анализ уровня экологических знаний детей на начало учебного года 2014 показал, что уровень экологических знаний дошкольников повысился : высокий на 7,2%, средний-на10,7%, низкий уменьшился на 17,9%.
Сентябрь 2014
высокий средний низкий
32,2% 46,4% 21,4%
Дети без затруднения называют времена года и изменения в жизни природы, выделяют внешние признаки и характерные особенности представителей животного и растительного мира, имеют представления о жизни растений,
бережном отношении к природе, сформировались первоначальные умения и навыки экологически безопасного поведения ребёнка в природе.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
Развивающая предметно-пространственная среда представлена в виде центра «Природа и экология», где находятся дидактические игры («Животные и их детёныши», «Собери цветы», «В саду, на поле, в огороде», «Земля и её жители» и др., оформлены альбомы: «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Лекарственные растения», сборник экологических сказок, картотека прогулок, дидактические пособия «Живая планета о растительном и животном мире», экологические мини-лаборатории («огород на окне», разработана электронная база экологических игр для дошкольников 3-7 лет.
2015 год объявлен годом художественной литературы, подобрала картотеку книг по экологической культуре дошкольников.
Создала предметные модели «Сухой аквариум», «Ферма», «Пруд», графические («Календарь погоды», «Правила поведения на природе», «Рост семян» и т. д., предметно-схематические («Круговорот воды в природе» и т. д.)
В совместной деятельности с детьми использую игры экологического содержания : настольно – печатные «Зоологическое лото», «Четыре времени года» и т. д. ; словесные игры «Что за птица?», «Съедобное – несъедобное» и т. д. ; подвижные игры природоведческого характера «Солнышко и дождик», «Мыши и кот» и т. д.
В проектной деятельности для познавательной активности детей, использую ИКТ презентации: «Что растёт на грядке и в саду», «Что растёт на дереве», «На лесной опушке» и т. д.
Оформлен центр «Воды и песка» для опытно-экспериментальной деятельности, в нем сдержатся материалы для опытов и экспериментов, природный материал (коллекции «Камни», «Ракушки», гербарий, шишки, семена, крупы, картотеки «Игры-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», «Опыты-эксперименты для детей дошкольного возраста».
Для успешного экологического развития детей на территории детского сада созданы цветники, мини-огород, растут деревья, кустарники и растения нашего края. На участке создан естественный биологический ритм жизни растений и насекомых. Экологическую чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв. У детей есть возможность наблюдать за природой в её естественном виде.
Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует формированию у детей природоохранных знаний.
Просветительская деятельность с родителями :
Экологическое образование должно осуществляться в тесной связи с семьей, так как родители - первые люди, которым доверяет ребенок. Работа над развитием экологической культуры детей включает в себя деятельность всех участников образовательных отношений: педагога, детей, родителей. Решение вопросов экологического воспитания детей, нахождение общих правильных ответов следует проводить в двух направлениях:
• Педагог-родитель;
• Педагог-ребёнок-родитель;
Учитывая это, поставила перед собой следующие задачи:
Повышение уровня педагогических знаний родителей об экологии.
Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для организации эффективного сотрудничества в рамках экологической культуры детей, с родителями провела анкетирование, которое показало, что 33% родителей не мастерили кормушки для птиц, 44% не читают детям художественную литературу, 55% не ходят с детьми в лес, 44% не знакомят детей с названиями деревьев, цветов, насекомых, лекарственных растениях и т. д. Поэтому сделала вывод, что родителей необходимо:
Познакомить со значением экологической культуры для развития ребёнка.
Рекомендовать художественную литературу по экологии для чтения детям.
Информировать о значении прогулок для детей на природу.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла нам активизировать родителей в приёмной оформила «Экологическую страничку», в которую помещаю :
Памятки для родителей:
Запомните правила!
Экологическое воспитание детей это…
Прикоснись к природе сердцем!
Прогулка в природе
папки передвижки:
.Экологическое воспитание.
Прогулка и её значение.
Времена года.
Экологические газеты.
Подготовила и провела консультации:
Человек и природа;
Летний отдых;
Воспитание любви к природе;
Ребёнок и природа;
Роль семьи в экологическом воспитании ребёнка;
Родители ежегодно с желанием принимают участие в традиционных выставках детского сада «Дары осени», «Поможем тем, кто рядом», «Огородные сказки», «Витамины на подоконнике»; акции «Синичкин день», «Семечко зёрнышко про запас», «Покормите птиц зимой» и др. Вместе с детьми приняли участие в городском экологическом конкурсе рисунков «В мире животных».
Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности.
Ежегодно (весна, осень) организуется «День добрых дел», совместно с родителями проводится уборка территории детского сада, посадка растений и др.
Таким образом, сотрудничество с семьёй по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность образовательных отношений, но и вносят в эти отношения необходимую ребёнку особую положительную эмоциональную окраску.
Взаимосвязь с педагогами.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области экологической культуры с целью формирования у детей природоохранных знаний, подготовила и провела консультации:
Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников
Особенности воспитания экологической культуры в игровой деятельности дошкольника.
Уголок природы и экологии в детском саду.
Была ответственной за проведение выставки кормушек для птиц, экологической акции «Зёрнышко-семечко», «Синичкин день».
Положительные результаты при взаимодействии с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации консультаций, открытые НОД)
Таким образом, проводимая мною деятельность по воспитанию экологической культуры у детей дошкольного возраста, показала позитивные результаты в промежуточном обследовании детей раздела образовательной программы «Экологическое воспитание» высокий уровень повысился на 12,3%, средний- 9,1%, низкий уровень отсутствует.
Январь 2015 год
высокий средний низкий
44.5% 55,5%
Считаю, что:
- Сформированы начала экологической культуры у детей через проектную деятельность.
- Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы.
-Практическим путём дети получают знания, умения и навыки по охране природы.
-У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
По теме: «Экологическое воспитание детей через проектную деятельность» планирую дальнейшую деятельность.