Татьяна Малкова
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста
В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, принятым Государственной Думой 21.12.2012 года, дошкольное образование является неотъемлемым и полноценным звеном в системе непрерывного образования. Дошкольное образование направленно на реализацию права каждого ребёнка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.
Публикация «Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.
Цель: Развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;
– создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.
Данный метод связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в дальнейшем позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе детского сада проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и воспитатели, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс её раскрытия, решения, что включает чё ткое планирование действий: составление паспорта проекта и разработка основных этапов проекта.
Первый этап – подготовительный (с чего начнём) : постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.
Второй этап – основной (как будем двигаться) : поиск ответов на поставленные вопросы разными способами (определение поисковой и исследовательской деятельности).
Третий этап – обобщающий (ожидаемые достижения) : обобщение результатов работы в самой различной форме.
Как задачи, так и уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей. В младшей группе ведущая роль принадлежит педагогу. Так как «территория познания» ребенка младшего дошкольного возраста ограничена ближайшим непосредственным окружением, основной способ познания на данном возрастном этапе - «вижу – действую».
Поэтому в работе с малышами я использовала наблюдение, рассматривание, т. е. такие методы и формы работы, которые позволяют ребенку приблизиться к предмету или объекту, рассмотреть, подержать в руках, с которыми можно проделать различные манипуляции (действия, элементарное экспериментирование. В младшей группе была проведена работа по проектам : «Рябинка», «Первоцветы», «Птицы наши друзья».
Дети старшего возраста, начиная с первого этапа работы над проектом, являются полноправными его участниками, следовательно, и формы работы, которые я применяю, рассчитаны на самостоятельность и инициативу детей.
Так на первом этапе работы над проектом проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении, формами работы могут быть чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам.
На втором этапе дети старшего возраста исследуют, экспериментируют, конструируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления я предлагаю детям решение проблемных ситуаций, головоломок, развивая тем самым пытливость ума. Среда вокруг ребёнка должна быть незаконченной, незавершённой. Необходимо, создание такой ситуации, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. На втором этапе с детьми старшего возраста использую следующие формы работы : экспериментирование, создание коллекций, альбомов, организация и проведение экскурсий, выставок и т. д.
Заключительным, III этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта : итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. В подготовительной группе были проведены проекты : «Фотография на стене», в старшей - «Мой город Миасс», «Ветер – невидимка», «Моё родословное древо».
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Для работы с семьей использую следующие формы: тематические выставки работ, фотовыставки, конкурсы, мастер-классы, встречи с интересными людьми, беседы, консультации.
Опыт работы в нашем дошкольном учреждении показал, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами.
Таким образом, проектная деятельность способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих совершенствовать качество современного дошкольного образования.