Таня Махмутова
«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности» (часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
Ребята так же представили свои работы на тему «Правила поведения с собакой», рассказали, что изображено. Мы вместе с ребятами сформулировали правила взаимодействия с животными.
По моему мнению, использование проектов дает весьма положительный эффект в работе по формированию системы знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности. Разнообразие форм, приемов работы в ходе осуществления проектов делает ее интересной и увлекательной для детей, повышает их интеллект, развивает познавательную активность, воспитывает заботливое, бережное отношение к окружающей природе, помогает укреплению дружеских взаимоотношений ребят, способствует привлечению родителей к педагогическому процессу.
Публикация «„Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности“ (часть 3)» размещена в разделах
С помощью проекта я стараюсь направить познавательную деятельность дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Учить детей безопасному поведению невозможно без взаимодействия с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников – путь к накоплению опыта безопасного поведения дошкольников. Родители – это та сила, которая в результате грамотных действий сможет в значительной степени помочь детям. В нашей группе были родители, профессии которых связаны с обеспечением безопасности (врачи, полицейские, работники МЧС). Мы приглашали их в группу для организации совместной деятельности. Дети гордятся своими родителями. И, когда их спрашивают: «Кем ты хочешь быть?» - отвечают: «Как мама - врачом или как папа - инспектором ГАИ».
На первых этапах работы не все родители активно включались в реализацию проектов, ссылались на занятость и нехватку времени. Но позже они поняли, как это важно для самого ребенка, потому что еще одним из приоритетных направлений в методе проектов является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Привлекая родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, ставлю главную задачу – научить их использовать в семье опыт, приобретенный в процессе взаимодействия с педагогом.
Использую различные формы работы с родителями : индивидуальные консультации, папки-передвижки, родительские собрании, Дни открытых дверей и т. д. Родители активно участвуют в конкурсах, проводимых на уровне ДОУ, города. Совместные праздники и досуги такие, как КВН «Моя безопасность», «Осторожно огонь», «Красный, желтый, зеленый», «Осенний праздник», и др. помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса, установить неформальные отношения между мною и родителями. Родители на праздниках выступают в роли персонажей, участвуют в играх, конкурсах, проявляя смекалку и фантазию. (Приложение 3)
За годы работы в инновационном режиме налажены тесные связи с Детской библиотекой, музеем им. М. В. Фрунзе, музеем им. К. Бальмонта, ДЮСШ, ДЦТ, ЦДОД, Гимназией №1, Детская школа искусств, Детской поликлиникой №1№2, Кинешемским драматическим театром, Ивановским театром кукол, Кинешемский театр сказки и игры «Скоморохи». Представители данных организаций проводят встречи с детьми, сотрудниками детского сада, родителями воспитанников. Регулярно в нашем детском саду проводятся театрализованные спектакли по обучению дошколят основам безопасности жизни
Наш детский сад систематически принимает участие в городских конкурсах: «Светофорчик», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Зимний и летний малышок», «Дары осени», «Умники и умницы» и др., о чем свидетельствуют многочисленные грамоты. На базе детского сада №1 мною было проведено методическое объединение по теме «Формирование системы знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» и представлен методический и практический материал по данной теме. На данной выставке также было представлено несколько уже реализованных проектов. (Приложение 4) Проект «Расти здоровым, малыш!» мною представлен в конкурсе инноваций национальной премии «Элита Российского образования» по здоровьесберегающим технологиям. Я нахожусь в творческой группе МДОУ №1 по разработке и реализации проектов ДОУ.
Диагностику для контроля знаний и умений детей, в младшем дошкольном возрасте, провожу в форме игры или наблюдения за деятельностью детей, т. к. это позволяет абсолютно точно фиксировать естественные проявления ребенка, особенности его поведения, ничего, не искажая при этом. В старшем дошкольном возрасте использую диагностический метод – индивидуальная беседа с ребенком. Учитывая, что большинство вопросов беседы требует от воспитанника развернутых ответов, обдуманных решений, заложенных в некоторых вопросах проблемных ситуаций, воспроизведение дошкольником своего жизненного опыта, диагностика проводится по разделам. Так, например, один блок вопросов задается ребенку в утренние часы, а второй, если ребенок настроен на беседу, в вечерние. Или же провожу беседу с ребенком в течение нескольких дней.
О результативности работы с детьми дошкольного возраста по инновационному направлению свидетельствуют данные диагностики знаний, умений и навыков детей по образовательной области «Безопасность».
Сравнительная динамика достижений
Год Уровни усвоения знаний
низкий средний высокий
2005-2009 6% 63,5% 30,5%
2009-2013 3% 55,3% 41,7%
Анализ результатов диагностики позволяет сделать вывод об эффективности использования проектного метода в организации образовательного процесса. Прослеживается степень продвижения дошкольников в усвоении программного материала, но имеются дети, у которых представление о безопасности еще слабо сформированы. Часть детей не проявляет особого интереса к практической деятельности, а лишь приобщается к коллективной работе. Данные результаты подтверждают факт необходимости организации образовательной работы с детьми по выявленным проблемам, используя интегративный подход.
В будущем планирую продолжить использование в своей педагогической деятельности проектов по безопасности. Я считаю необходимым разработку новых проектов т. к. проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Главное – я вижу изменения в наших воспитанниках.
Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр видеофильмов, экскурсии, общение с окружающими людьми и т. д)
• У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир.
• Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний.
• Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности.
• Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.
• Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.
Разработанные проекты являются отправной точкой для внедрения в деятельность нашего учреждения технологии проектирования по безопасности.
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении.
Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки, развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи. Проектная деятельность позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Проектная деятельность дает возможность саморазвиваться и самовыражаться, что обеспечивает потребность идти по ступенькам роста - от проекта к проекту.
Обобщая опыт, по проектной деятельности могу сказать, что проект дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Работа по созданию проекта «Детская безопасность» дала следующие результаты работы:
1. Систематизированы знания по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности; разработаны и внедрены в работу ДОУ проекты; собрана картотека методического материала по разделам : «Ребенок на улице», «Ребенок дома», Ребенок и другие люди», «Здоровье ребенка», «Ребенок и природа», «Эмоциональное благополучие ребенка».
2. Повысился уровень знаний, умений и навыков детей по безопасному поведению в быту, природе, социуме, на дорогах города.
3. Расширено взаимодействие с общественными и государственными организациями по данному направлению работы.
4. Активизировалось участие родителей в жизни детского сада.