Татьяна Скопцова
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с былинами посредством изобразительного искусства великих русских художников
▼ Скачать + Заказать документы
Жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают сказки и былины, называется сказочно-былинным. В произведениях русского фольклора — сказках и былинах — отражены история народа, его прошлое, опыт предыдущих поколений, его национальные обычаи, традиции, верования, истоки культуры.
Публикация «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с былинами посредством изобразительного искусства великих русских художников» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. ИЗО, рисование, аппликация, лепка
- Старшая группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
Былина- это жанр русской эпической песни, сказание о богатырях- героях, совершающих воинские подвиги. Слово «былина» происходит от слова «быль», то есть то, что было в действительности, запомнилось и осталось в памяти народной. Некоторые персонажи былин носят имена исторических лиц - Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Настасья Микулишна, Садко. В былинах много предметов исторически достоверных, например, старинное вооружение богатырей: меч, лук и стрелы, щит, палица и пр.
Конечно, изобразить сказку или былину со всеми характерными для них особенностями в живописи сложно, однако художникам удается передать некоторые из них. Рассматривая с детьми репродукции на темы сказок, следует отмечать элементы фантастичности, сказочности. В картинах на былинный сюжет целесообразно обращать внимание на историческую достоверность изображения, а также отмечать имеющиеся элементы вымысла, преувеличения.
В этом живописном жанре работали такие знаменитые русские художники как : В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Н. К. Рерих, И. Е. Репин.
Ознакомление детей дошкольного возраста со сказочно-былинной живописью происходит по определенной схеме:
1. Предварительная работа: чтение детям былины, связанной с изучаемой картиной.
2. Проведение беседы, направленной на выяснение сути былины, характера ее главных героев и анализ действий.
3. Основная работа по картине: рассматривание картины, словесное описание по теме картины.
4. Анализ главного героя (героев) : обратить внимание детей на позу героя, на положение рук, ног, головы, мимику лица.
5. Целостный анализ содержания и средств выразительности картины (анализ цветовой гаммы, изображений на переднем и заднем плане).
Богатырская эстафета началась в Париже. В 1874 году Илья Репин побывал на первой крупной выставке импрессионистов в мастерской фотографа Надара. Воспитанный передвижниками, художник негодовал : приятная форма вкупе с полным отсутствием смысла. А незадолго до этого Репин задумал картину на сюжет былины о Садко. Илья Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова. В 1876 году тот, наконец, приехал, и Репин написал купца Садко с него, богато украсив картину морской флорой и фауной, которую тщательно изучал в Нормандии и Берлинском аквариуме. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Как Садко предпочитает самым экзотичным невестам неприметную русскую девицу Чернаву в глубине картины, так и он, золотой медалист Академии художеств, отправленный на шесть лет за границу на полном пансионе, сохраняет верность родной культуре.
В том же году Репин безуспешно выставил «Садко» в Парижском салоне. Но соотечественники работу оценили. Картину купил будущий император Александр III, а художнику присвоили звание академика. Именно Репин вдохновил В. Васнецова на создание картины «Витязь на распутье», а затем и родилась картины «Три богатыря». Также образ Ильи Муромца был использован в работах и другим известных художников.
Следует обращать внимание детей на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка. Дети уже узнают мастеров сказочно-былинного жанра и те произведения, которые они создали. Поэтому следует способствовать тому, чтобы дети высказывали свои суждения и отношение к увиденным репродукциям, давали им развернутую оценку, применяя образные слова и выражения, эмоционально-эстетические и доступные им искусствоведческие термины, использовали полученные знания в собственном творчестве.