Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Зима в творчестве русских художников» в подготовительной группе детей
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в подготовительной группе детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми:
«Зима в творчестве русских художников»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н
2019 г.
Цель:
1. Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений искусства.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми „Зима в творчестве русских художников“ в подготовительной группе детей» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Поделки, рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
2. Познакомить детей с репродукциями картин А. Пластова «Первый снег»,
И. Шишкина «На севере диком…», И. Грабаря «Февральская лазурь».
3. Продолжать использовать в процессе ознакомления с природой зимой произведения живописи.
4. Развивать эстетические чувства детей.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: риза, лазурь, Третьяковская галерея.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Хороша наша русская зима! Снег укрыл землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев и кустарников, которые погрузились в глубокий сон. Ударили морозы, раскрасив инеем и сказочными узорами деревья и дома. Зима радует и удивляет нас ярким солнцем, бодрящим морозным воздухом, красотой февральской лазури.
На дворах и домах
Снег лежит полотном,
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему,
И на ветках берёз
Как алмазы горят
Капли сдержанных слёз.
И. Никитин «Встреча зимы».
Сегодня мы поговорим о так называемых зимних картинах русских художников А. Пластова, И. Шишкина, И. Грабаря. Каждый из этих художников по-своему представляет и чувствует зиму, передаёт её характер и своё отношение к ней. Мы увидим на картинах первый снег в декабре – начало зимы, январские сугробы и февральскую лазурь.
2. Знакомство с картиной А. Пластова «Первый снег».
Картина русского художника А. Пластова «Первый снег» посвящена очарованию первого снега, пока ещё нежного и робкого. Рассмотрите её.
- Как вы думаете, какое настроение вызвал у детей первый снег? (Ответы детей: настроение радостное, ведь пришла зима).
- Как преобразилась за ночь природа? (Ответы детей: деревья, кустарники, земля покрыты таким чистым белым снегом, каким бывает первый снег).
- Как выглядит теперь дом ребятишек? (Ответы детей: у дома появилась снежная крыша).
- С каким чувством встречают дети первый снег? (Ответы детей: дети очарованы первым снегом. Девочка подняла лицо и подставила его снежинкам. Она так спешила увидеть первый снег, что даже не надела шубку, накинула только платок на голову).
- Как вы думаете, почему дети так рады зиме? (Ответы детей: у детворы зимой много весёлых забав: это – катание на санках, лыжах и коньках, ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из снега).
- Посмотрите, кто ещё встречает первый снег? (Ответы детей: сорока).
- О чём напомнила вам эта картина? (Ответы детей: как мы тоже радовались первому снегу, а он к обеду растаял).
3. Физкультминутка «Лепим снежную бабу».
Давайте представим, что и у нас сегодня выпал снег. Невозможно удержаться и не взять его в руки, чтобы не слепить Снежную бабу.
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках.
Дружно ими покидались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить –
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
4. Рассматривание картины И. Шишкина «На севере диком…»
Следующее наше знакомство с так называемой зимней картиной – картина художника И. Шишкина «На севере диком…».
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна.
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
М. Лермонтов «На севере диком…»
Мы видим одинокую заснеженную и застывшую могучую сосну на краю обрыва скалы. Она чётко выделяется на фоне дальнего тёмного ночного неба. От сосны ложится тень также тёмным голубым пятном.
Всё вокруг засыпано сугробами холодного и тяжёлого, с коркой льда снега. Заносы везде.
- Обратите внимание на снег. Какой он? (Ответы детей: снег глубокий, сверкает под лунным светом).
- Опишите ветви сосны. (Ответы детей: ветви опустились вниз под тяжестью снега).
- Какое чувство вызвала у вас эта картина? (Ответы детей: чувство печали и грусти, ведь в этом царстве снега не видно ни одного животного, ни одной птички, нет ни одного человеческого жилья).
5. Рассматривание пейзажа И. Грабаря «Февральская лазурь».
Перед вами – одна из самых известных картин художника И. Грабаря «Февральская лазурь». Она находится в Москве в Третьяковской галерее.
На переднем плане картины изображена береза, покрытая слоем кружевного инея, переливающегося и искрящегося под лучами зимнего солнца. Чуть подальше видны молодые березки, у которых совсем тоненькие стволы, а белые ветки, тоже покрытые инеем, тянутся к солнцу.
На заднем плане картины изображён лес, который замечаешь не сразу, потому что любуешься берёзками. Этот лес разделяет небо и землю.
Хочу вам подсказать, что такое лазурь — это один из оттенков голубого цвета. На картине «Февральская лазурь» белоствольные берёзки изображены на фоне лазурного снежного покрывала и почти такого же цвета зимнего неба.
- Нравится ли вам этот пейзаж? (Ответы детей: нравится).
- Что художник хотел нам показать на своей картине? (Ответы детей: красоту берёз в февральский зимний день, когда светит солнце и кругом лежит снег).
- О чём вы думаете, глядя на картину «Февральская лазурь? (Ответы детей: как же красива наша природа).
6. Дидактическая игра «Назови зимние слова».
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям вспомнить и назвать 10 «зимних» слов.
При затруднении можно предложить показать картинки с этими явлениями природы. За каждое названное только им слово игрок получает фишку. Выигрывает тот, у кого в результате будет самое большое количество фишек.
(Мороз, снег, лед, иней, снеговик, изморозь, Снегурочка, снежная крепость, снежки, снежинки).
7. Итог.
Сегодня вы увидели новые для вас картины о зиме великих русских художников А. Пластова, И. Шишкина, И. Грабаря. Эти картины объединяет только зимняя тема, а зима на них разная – весёлая, суровая, грустная, морозная, красивая. Но на каждой картине –зима- волшебница, красавица и чародейка!