Татьяна Мавруда
Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь, в природе, вечный источник детского разума», -так писал о роли природы в жизни ребенка В. А. Сухомлинский.
Публикация «Нравственно-духовное воспитание детей через ознакомление с природой родного края» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В настоящее время нравственно-патриотическое воспитание является серьезной и актуальной проблемой. Воспитание патриота стал одним из сложнейших процессов воспитания. Он начинается с дошкольного возраста. И кто, если не воспитатели, могут вырастить патриотов страны. Воспитатель не может быть безразличным к тому, какими станут наши воспитанники в будущем. Одним из проявлений патриотизма является любовь к родной природе, так как природа – мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. И если воспитатель научит воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то несомненно, мы вырастим патриота страны. Поэтому, патриотическое воспитание необходимо осуществлять через экологическое образование, сущность которого заключается в формировании человека с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Русской национальной культуре присуща особая любовь к родной природе. Природа для русского человека всегда была матерью. Дитя ощущает мир как живое целое, оно открыто миру, так как чувствует себя его частью. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Гармония в природе отзывается в его душе переживанием счастья и восторга. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей являются основой бережного отношения к природе. «Человек, не видящий красоты природы, хуже чем слепой: у него -слепота души. А от того, у кого слепа душа, не жди доброты или честности, преданности
или мужества». Поэтому, нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношении к окружающему миру? Быть добрым к каждому деревцу, к каждому кустику- значит, быть добрым человеком. Ребенок от природы добр. Как часто дети просто так ломают ветки, нанося «боль» дереву, и не задумываются при этом, что они делают ему больно. Да, добру надо учить. С раннего детства ребенок должен каждый раз радостно переживать встречу с новым временем года и делать для себя при этом новые открытия, пополняя знания о природе, замечать краски и звуки, испытывая при этом наслаждение. Воспитание доброты должно быть системным и постоянным. Начинать воспитание целесообразно с самого раннего детства. Детство, самый благоприятный период для развития всех качеств. В этом возрасте дети доверчивы и непосредственны, легко
включаются в совместную со взрослыми практическую деятельность. В младшем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы. Дать понятие о том, что и растения, и животные –живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Именно природа прививает любовь к родной земле, к Родине.
При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе необходимо, прежде всего, учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе). Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, природе способствует расширению национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. Нравственно-патриотическое воспитание через экологическое образование позволяет решать следующие задачи:
- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине; - обогащать знания детей о природе;
- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Целесообразно проводить «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формируется положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Предлагаются следующие темы «уроков доброты» : «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе», «Кого можно считать заботливым», «Любить природу - что это значит».
Игра является ведущей детской деятельностью дошкольников и вместе с тем источником их положительных эмоций. Дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. В целях воспитания позитивного отношения детей к природе родного края проводятся экологические развлечения. Предлагаются следующие темы экологических развлечений: «У природы нет плохой погоды», «Природа-волшебница».
Опытническо - экспериментальная деятельность является одним из главных способов познания окружающей действительности, в ходе которой дети учатся не только наблюдать, но и размышлять, творить, экспериментировать. Осуществляется экспериментальная деятельность дошкольников. Темы «Мой цветущий детский сад», «Деревья нашего двора». Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные эмоции, а также стремление рисовать, мастерить поделки из природного материала. Поэтому дальнейшая работа по формированию патриотических чувств также проводится на занятиях по художественно- творческой деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем и воспитанием патриотических чувств ведется и в книжных уголках, где выставляются книги познавательного характера, иллюстрации, фотоальбомы о родном крае, городе, предметы народного прикладного искусства.
Обязательным компонентом работы в течение года должна быть природоохранная детская деятельность. Ведь охранять природу-это значит охранять Родину.
Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души. В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более 2 тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.
Исторические элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям начали формироваться еще в древности.
Важное место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки. Особенное место - тема любви к родине: большой и малой.
-С родимой земли- умри не сходи.
-Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
-Один в поле не воин.
-Храбрость города берет.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране. К ее истории, прошлому и настояшему, ко всему человечеству.» (академик Д. С. Лихачев)
Установка на гуманизацию современного экологического воспитания диктует такие подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надежный помощник- культура и духовность.