Аноним
Опыт работы «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»
▼ Скачать + Заказать документы
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и
особенно эстетического воспитания».
В. А. Сухомлинский
Данную тему я выбрала неслучайно. В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического воспитания особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).
Публикация «Опыт работы „Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Темочки
Реализацию задач в данной области эффективнее всего осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народному искусству. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное художественно-эстетическое воспитание.
В нашем детском саду «Ладушки» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия из городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д.
Поэтому я перед собой поставила цель и задачи в работе по данной теме.
Цель: Создание условий по формированию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством.
В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи:
1. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (Матрешки — Городецкая, Богородская; Бирюльки);
2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства в детской деятельности (рисование, лепке, аппликации);
4. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.
Основная задача по данной теме, – показать разнообразие и традиции вида декоративной росписи : характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции. Вся работа проводится в трех направлениях:
• Закрепление знаний и расширение представлений о видах народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное восприятие детей, умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном;
• Обучение некоторым приёмам росписи, лепки, вырезывания;
• Формирование детского декоративного творчества, умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения.
В работе используются различные методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.
Для достижения поставленной цели и задач мной был разработан план работы по данной теме.
Для начала я изучила методическую литературу по данной проблеме.
После изучения литературы начала оформлять предметно – развивающую среду.
Предметно-развивающая среда создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.
В процесс создания развивающей среды постепенно включала ребят, вызывая у них радость, удовольствие от красивой обстановки группы, уголка творчества.
В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству.
В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно - прикладного искусства, детские работы.
Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, для начала дети предварительно хорошо с ним знакомятся, запоминают его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. О многом дети узнали из рассказов воспитателя, из художественной литературы, наглядных иллюстраций.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством я начала с различных видов детской деятельности:
Составила картотеку дидактических игр по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством.
Дидактические игры: «Угадай изделие», «Собери пазлы», лото «Народные промыслы», «Найди вторую половинку», «Собери целое», «Составь городецкий узор», «Назови этапы рисования городецких цветов», «Составь гжельский узор», «Матрешки».
Сюжетно-ролевые игры: «Ярмарка», «Бабушкин сундук», «Магазин игрушек», «Библиотека», «Магазин народных промыслов», «В гостях у гончаров», «Художественная мастерская».
Народные и подвижные игры: «Ловишки», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Мы, веселые ребята», «Прокати обруч», «Стоп», «Гуси-лебеди», «Мартышки», «Перебежки», «Спрыгни в обруч», «Летает - не летает».
Проводила беседы с показом иллюстраций: «Путешествие на родину хохломы», «Филимоновская игрушка», «История Городецкой росписи», «Сказка об Иване-Царевиче», «В дымковской слободке», «В мастерской художника», «История и изготовление русской матрешки»
Мы рассматривали с детьми альбомы и иллюстрации: «Сказочная Гжель», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Жостовский поднос», «Матрешки».
На занятии и в свободной деятельности, читала вместе с детьми легенды и сказки: «Путешествие на родину хохломы», «Филимоновская игрушка», «История Городецкой росписи», «Сказка об Иване-Царевиче» (по мотивам росписи гжель, «В дымковской слободке», «В мастерской художника». Художественную литературу : М. Г. Смирнова «Стихи о Дымке», А. Дьякова «Весёлая дымка», П. Синявский «Хохломская роспись».
Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.
Мы на занятиях слушали аудио записи пьесы «Как мужик на гармошке играл», песни «Моя Россия», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, музыки «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова, «Ромашковая Русь», «Незабудковая гжель», «Свирель да рожок», «Палех» и «Наша хохлома», муз. Ю. Чичкова «Барабаны».
Всю свою работу с детьми я старалась строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различные виды изобразительной деятельности.
В целях эмоционального восприятия знакомства с декоративно-прикладным искусством, так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера, со звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогали детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему. Использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными.
Проводила не только коллективную, но и индивидуальную работу с детьми. После занятий анализировали выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности.
Учебный материал подбирала с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно его усложняла.
Для успешной реализации поставленных задач, я тесно взаимодействую с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.
Вывод: Благодаря, совместной работе с родителями и организации предметно-развивающей среды, а также использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.
Таким образом, тема декоративно-прикладного искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.