Люба Кельмяшкина
Консультация «Ознакомление детей с мордовским народным костюмом»
▼ Скачать + Заказать документы
В середине 19 века народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры.
Публикация «Консультация „Ознакомление детей с мордовским народным костюмом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мордовия
- Мордовский национальный костюм
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
В наше время одежда мордвы как составная часть ее бытовой культуры стала предметом специального изучения. Наибольшей обстоятельностью выделяется монография В. Н. Блицер.» Народная одежда мордвы». В ней давно не только описание комплексов традиционного костюма, многоэтапного процесса их изготовления, но и выделены общие и специфические особенности как в рамках самого этноса, так и финно- угорской языковой семьи.
Важно отметить то, что традиционная одежда изучалась не только специалистами этнографии, но и искусствоведами. Именно это и позволило в последние годы издать работы по данной проблеме. Это альбом»Мордовский народный костюм» (составил Т. И. Прокина М. И. Сурина, изданный в 1990 году в Мордовском книжном издательстве, и изданная в том же году работа В. Н. Мартьянова «Мордовская народная вышивка».
Во первых, уровень развития современной этнографической науки позволяет с большей степени достоверности говорить об особенностях традиционной одежды эрзи и мокши во всех основных проживания мордвы на территории России.
Во вторых, традиционные комплексы одежды проливают свет на генезис и этническую историю мокши и эрзи. Это важно сейчас, в условиях этнического самосознания,осмысления своих этнических корней. И так всегда в таких случаях, не обходится без крайностей.
Именно поэтому интерес к традиционным комплексам одежды в последнее время усилился.
Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха –панар туникообразного покроя без воротника. Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. Швы располагались посредине груди, спины и по бокам. Рукава мокшанских рубах делались длинными. Они расширялись в подмышках квадратными ластовицами и клиновидными вставками.
ПО сравнению с эрзянскими, мокшанские рубахи были несколько холста, образовывавших стан одежды. На подоле спереди и сзади продольная вышивка завершалась красными полурозетками. По краю подола мокшанки выполняли вышивки в технике набор фиолетово-черного или в чередовании красного и темно-синего цветов.
Манера ношения рубах у мокшанок также имела региональные особенности. Одной отличительной чертой мокшанского костюма являлся пышный объем,который делался посредством напуска спереди.
В наши дни сложились как бы вторичные по отношению к традиционным формы, получившие национальное значение или по крайней мере осмыслявшиеся как национальные. Одежда изменилась не только по материалу и расцветке (вместо холста стали применяться разнообразные ткани современной выработки,изменения внешнего костюма- произошло обогащение его украшениями из разноцветных лент, кружев.