Анна Мордвинова
Ознакомительно-познавательный проект «Здравствуй, детский сад» в группе общеразвивающей направленности для детей 2–3 лет
▼ Скачать
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Поступление ребенка в детский сад – одно из самых ответственных событий в жизни малыша. Детский сад для ребенка – это новое, неизвестное пространство, новая обстановка, новые люди. Здесь его ждут изменения в окружающей среде, в режиме дня, в системе питания. Приспособленность (адаптация) ребенка к детскому саду – очень ответственный и сложный период в жизни ребенка. Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычной жизни.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Публикация «Ознакомительно-познавательный проект „Здравствуй, детский сад“ в группе общеразвивающей направленности для детей 2–3 лет» размещена в разделах
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад- это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают наши воспитатели, и поэтому, они много внимания уделяют самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в детском саду. С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «Здравствуй малыш. Первый раз в детский сад».
Цель: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу, разработать план работы по теме адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет.
2. Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку физический и психологический подход.
3. Ознакомление родителей с особенностями развития детей раннего возраста, основными показателями нервно-психического развития;
4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.
Методы реализации проекта
Подготовительный этап
№ Мероприятия Срок реализации Ответственный
1. Сбор информации о детях, разработка плана реализации проекта.
Сентябрь Воспитатель
2. Опрос родителей об особенностях детей. Сентябрь Воспитатель
3. Организация развивающей среды в группе. Сентябрь Воспитатель
4. Подбор и изучение литературы по вопросам адаптации детей и родителей к ДОУ. Сентябрь Воспитатель
Основной этап
№ Мероприятия Срок реализации Место проведения Ответственный
1. Поэтапный прием детей в группу. В течении всего проекта группа Воспитатель
2. Постепенное увеличение времени пребывания детей в группе. В течении всего проекта Группа Воспитатель
3. Использование фольклора при проведении режимных моментов. В течении всего проекта Группа Воспитатель
4. Разработка консультаций для родителей. В течении всего проекта Группа Воспитатель
Заключительный этап
№ Мероприятия Срок реализации Ответственный
1. Анализ адаптационного периода Сентябрь Воспитатель
2. Организация родительского собрания. Сентябрь Воспитатель
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Схема реализации проекта :
Работа с детьми: Беседы:
1. «Давайте познакомимся!»
2. «Кто живет у нас в группе?»
3. «Детский сад для ребят»
Чтение художественной литературы:
1. С. Михалкова «Песенка друзей».
2. Потешки «Ладушки-ладушки», «Водичка, водичка»
3. Стихотворения из серии Агнии Барто «Игрушки»
Игровые ситуации:
1. «Как Кукла Маша учила Мишку правильно кушать»
2. «Учим куклу Катю вытираться полотенцем»
3. «Научим куклу Катю раздеваться»
Дидактические игры:
1. «Где, что лежит?»
Подвижные игры:
1. «Пузырь»
2. «Зайка серенький сидит»
3. «Солнышко и дождик»
Сенсорные игры:
1. «Соберем пирамидку»
2. «Разрезные картинки»
3. «Волшебный кубик»
Пальчиковые игры:
1. «Этот пальчик»
2. «Капуста»,
3. «Сорока-Сорока»
4. «Автомобиль»
Работа родителями:
1. Консультации «Адаптация детей младшего дошкольного возраста», «Как одевать ребенка в детский сад», «Запрещенные предметы. Что нельзя приносить в детский сад», «Характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста», «10 правил для родителей, часто болеющих детей».
2. Индивидуальные беседы и консультации для родителей.
Итоговые мероприятия:
Театральное представление для малышей по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Музыкальная гостиная: Прослушивание музыкальных произведений и разучивание песенок и танцев на музыкальных занятиях, знакомство с музыкальными инструментами.
Список литературы:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж “Учитель”, 2006. – 236 с.
2. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. –110с.
3. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. /Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева и др. – М. : Линка-Пресс, 2001.
4. Из детства – в отрочество : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / [Т. Н. Доронова, Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева и др. ].– М. : Просвещение, 2007. – 303с. : ил.
5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
6. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с. : ил.
7. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для родителей и педпгогов / Под ред. С. Н. Теплюк. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-256с.
8. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов)/Авт. -сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – 136 с.
9. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду” : лекции 1-4. М. : Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 104 с.
10. Смирнова Е. О. Материалы курса “Дети раннего возраста в детском саду” : лекции 5-8. М. : Педагогический университет “Первое сентября” 2010. – 120 с.
11. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. — Москва. : Теревинф, 2007. — 232 с.