Антонина Логопотам
Консультация логопеда «Отсутствует звук [Р] в речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Отсутствует звук Р в речи
Каждый родитель ждёт с нетерпением момента, когда его малыш начнёт говорить. Однако в процессе речевого развития могут возникнуть трудности, среди которых особое место занимает отсутствие звука Р в речи. Эта проблема вызывает много вопросов у родителей - в каком возрасте пора начать беспокоится? Может ли звук появится сам? Если я картавлю, будет ли картавить ребенок?
В этой статье мы рассмотрим особенности звука Р, причины его отсутствия в речи детей и эффективные методы постановки звука.
Публикация «Консультация логопеда „Отсутствует звук [Р] в речи“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буква Р. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Звук Р — один из самых сложных в русском языке. Чтобы произнести заветное [Р] мышцы артикуляционного аппарата должны обладать определенной силой, а ребенок — уметь ими управлять.
[Р] относится к сонорным звукам. Сонорные звуки – это звонкие согласные звуки, которые почти не образовывают шума при звучании. Эта группа включает в себя 8 парных по мягкости-твердости и один мягкий непарный звук: [Л] – [Л’], [М] – [М’], [Н] – [Н’], [Р] – [Р’], [Й]. В норме эти звуки появляются к 5-6 годам.
Частые причины отсутствия звука Р
• Нарушение строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушение прикуса, высокое нёбо. • Нарушение регуляции дыхания, например, выдох происходит через нос при горловом произношении. Это может происходить из-за изменения мышечного тонуса.
• Нарушение фонематического слуха, это когда ребенок не слышит фонемы родного языка или не различает их.
• Подражание неправильному произношению близких - ребёнок перенимает некорректное произношение.
Виды неправильного произношения звука Р
Нарушения при произношении звуков Р и Р’ называют ротацизмами:
• Звук отсутствует; • Горловое произношение; • Боковое (слышится [рл’]); • Носовое (слышится [нг]); • Одноударное;
• Р произносится мягко, как Р’; Другой тип нарушения - параротацизмы, т. е. замена звуков на другие. [Р] может меняться на [Л], [Д], [Г], [Ы], [В], [Г] и т. д. Если эти нарушения присутствуют у ребенка в возрасте до 4,5-5 лет, то это может считаться нормой (при условии, что звук не произносится искаженно). Если же проблемы встречаются после 5 лет, это повод для обращения к логопеду.
Постановка звука Р по этапам
Подготовка
Перед непосредственной постановкой звука Р важно уделить внимание укреплению мышц артикуляционного аппарата. Эффективными будут игры и упражнения артикуляционной гимнастики. Важно научить ребенка тянуть язычок к носику, «цокать» как лошадка, делать язык широким. А также дыхательные упражнения. Делимся эффективными упражнениями для звука Р
Гармошка
Губы растянуты в улыбке, рот приоткрыт. Нужно приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Нужно следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
Грибок
Раздвинуть губы в улыбке, обнажив зубы, затем приоткрыть рот и, прижав широкий язык к нёбу, широко открыть рот. Такое упражнение лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется импровизированный «гриб» (язык – это тонкая шляпка гриба, растянутая подъязычная связка – его ножка).
Лошадка
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Парус
Открыть рот. Кончик языка поднять к бугоркам (альвеолам) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
Маляр
Улыбаемся и открываем рот, ставим язычок за верхние зубки; Начинаем красить кончиком язычка потолок — твёрдое нёбо. Красим потолок от пяти до десяти секунд, затем отдыхаем и выполняем ещё три–пять повторений.
Чек-лист правильной артикуляции звука Р:
губы - полураскрыты или же занимают положение, необходимое для
произнесения последующего звука (чаще гласного);
зубы - разомкнуты;
язык - широкий кончик языка поднят вверх к бугоркам за зубами (альвеолам, напряжен, спинка языка приподнята, между ней и небом свободно проходит воздух, боковые края языка плотно прилегают к верхним зубам;
голосовые связки - вибрируют, давая голос;
воздушная струя - очень мощная, при выдохе проходит через ротовую полость, попадает на напряженный кончик языка и колеблет его.
Постановка звука Р
Постановка сонорных звуков – это сложный процесс, который включает в себя несколько этапов. Важна четкая последовательность действий – от простого к сложному. Начинать нужно с подготовительных мероприятий, которые являются своеобразной базой для последующей работы. На начальном этапе проводятся различные упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на развитие подвижности губ, языка, направленной воздушной струи т. д. Как только ребенок научится делать артикуляционные упражнения непринуждённо, приступайте к постановке.
Основные способы постановки:
• По подражанию - логопед должен показать правильное положение артикуляционных органов во время произношения;
• От опорных звуков;
• От артикуляционного уклада;
Автоматизация звука Р
Для того чтобы ребёнок мог правильно произносить звук Р в словах и предложениях, необходима его автоматизация. Этап автоматизации следует начинать только после того, как малыш освоит чёткое произношение звука. Систематические занятия и упражнения помогут ребёнку правильно говорить Р автоматически, в любых его сочетаниях с другими звуками.
Отсутствие звука Р в речи — распространённая проблема, но с правильным подходом и упорством её можно решить быстро и эффективно. Вооружитесь секретами ведущих логопедов и преобразите речь вашего ребенка в домашних условиях!
Автор: Антонина Брагина, Нейрологопед, Онлайн академия развития детей Логопотам