Елена Тарлыкова
Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Род имён существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход урока:
Слайд 1
I. –Здравствуйте, друзья!
Меня зовут Елена Витальевна. Сегодняшний урок мы проведём вместе. И я надеюсь на активное и плодотворное сотрудничество.
Сегодня мы будем работать в тетрадях на печатной основе.
Найдите лист самооценки (после выполнения каждого задания предлагаю оценить свою работу, нарисовать 3 снежинки, если задание выполнено без ошибок, 2 снежинки- если допущена 1 ошибка, 1 снежинку, если допустили 2 ошибки и больше. Договорились?
II. Попробую догадаться, что все вы любите играть. Я тоже.
1,2,3,4,5- начинаем мы играть!
Слайд 2
Публикация «Открытый урок по русскому языку в 3 классе „Род имён существительных“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Прочитайте слова в столбиках и подберите к ним заголовки.
существительное прилагательное глагол
зима крепкий летят
снег холодная падают
иней синее сверкает
метель красивый белеет
Успешное начало! Играем дальше…
Слайд 3
одушевлённое неодушевлённое
мороз снегирь
снегопад клёст
гололёд медведь
снеговик лесник
-Замечательно! Так держать!
Слайд 4
нарицательное собственное
каток Морозко
пороша Дед Мороз
сосулька Снегурочка
сугроб Рождество
Верно! Ребята, что мы знаем уже о постоянных признаках существительного? (Ответ.)
Молодчина! Большое тебе спасибо!
он, этот, мой
М. р. оно,моё,это
Ср. р. она, эта, моя
Ж. р.
морозец небо горка
февраль дерево прорубь
ветер чудо зимушка
лес кружево хлопушка
Слайд5
III. На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о таком морфологическом признаке имени существительного, как род, поупражняемся в различении рода существительных и употреблении в речи существительных разных родов.
- Вы заметили, что среди примеров много «зимних» слов?
Февраль- последний месяц зимы, а с ней, я думаю, вы согласитесь, грустно расставаться.
Слайд 6. Давайте рассмотрим репродукцию Игоря Эммануиловича Гробаря «Февральская лазурь». Кто знает что такое лазурь? Лазурь – это синева.
Обратите внимание сколько здесь много синевы, сколько здесь много синего цвета, посмотрите какой ажурный рисунок нам предлагает художник.
-Скажите, пожалуйста, какое впечатление производит на вас эта картина? Вот вы смотрите на неё, попадите внутрь, ощутите себя внутри этой картины. Встаньте на эту полянку, оглядитесь вокруг, что вы ощущаете, друзья? ( Ответы: радость)
От чего радость? (Радость от красоты)
А ещё? Восторг. Вы слышали такое слово-восторг, а изумление? Запоминайте эти слова…Я могу изумляться, восторгаться, восхищаться этой картиной и меня, конечно, радует всё вокруг!
Теперь обратите внимание, какая красота создана всего лишь какими предметами? Обратите внимание, посмотрите на 1 задание в тетради, там, где эта картина, есть слова, какие же предметы для такой красоты представил нам художник Грабарь. Скажите, какие это предметы, называйте слова в 1 столбике, 2 столбике, 3 столбике.
(Дети называют)
Всего несколько предметов и такой восторг, такое восхищение!
Обратите внимание на те слова,которые обозначают предметы на нашей картине, они разных родов или одного и того же рода? Возьмите ручку и обозначьте, как вы думаете к какому роду принадлежит каждая группа слов. Обозначьте, пожалуйста. Теперь давайте проверим.
Задание 1.
Слайд 7. (На доске появляются слова)
Итак, 1 столбик,2 столбик,3 столбик
небо роща снег
деревья верхушка иней
солнце берёзы лучи
- А теперь, друзья мои, давайте посмотрим вот на что. Я понимаю роща, солнце, я понимаю небо, иней, снег, а как же я буду определять род существительных, которые стоят во множественном числе?
-Как быть? (Их нужно поставить в начальную форму, т. е. в форму единственного числа). Попробуйте поставить. (Деревья-дерево). И это будет принадлежать среднему роду? Хорошо. (работа с другими словами)
Молодцы! Нарисуйте в оценочном листе 3 снежинки, у кого не было ошибок, 2 снежинки- если была 1 ош., 1 снежинку, если ошиблись 2 раза.
Молодцы! Но, вот что я хочу сказать, друзья мои. Дело в том, что в русском языке принято не определять род существительных, которые стоят во множественном числе, так принято, мы не определяем род. Но у нас есть другие формы и там род надо определять, и определяют так же, как вы только что работали, т. е. вы должны поставить существительное в начальную форму.
Давайте посмотрим на задание 2. в тетради.
Итак, сейчас мы с вами попробуем поработать устно, приготовьте круги- сигналы. Найдите, пожалуйста, буквы М, Ж и С. Что они у нас будут обозначать? Как вы считаете? (м. р, ж. р. и с. р.).Хорошо! Правильно! Умнички! Давайте попробуем первое слово сначала вместе со мной. Я вам предлагаю слово: «на дороге», я изменяю слово, ставлю в начальную форму «дорога», она моя, это будет женский род, я ставлю точку на букву Ж и показываю вам сигнал, покажите у вас также или нет? Ура! Отлично! Замечательно! А теперь работаете вы!
Приготовились.
На дороге (ж. р, в поле (ср. р, в лесу (м. р, на ветке ели (ж. р, в инее (ср. р, из тучи (ж. р, под деревом (ср. р, в сугробе (м. р, на окне (ср. р, узором (м. р.)
Молодцы! А теперь напишите над словами, которые у вас есть род.
Проверяем: открываю слайд 8
А теперь возьмите голубой карандаш и оцените себя, нарисуйте 3 снежинки, у кого не было ошибок, 2 снежинки- если была 1 ош., 1 снежинку, если ошиблись 2 раза.
-У кого 1 снежинка? У кого 2 снежинки? А у кого 3? Браво! Молодцы!
А мы продолжаем.
-На первый взгляд определить род имён существительных вроде легко. У нас есть слова-помощники, слова-маркеры. Напомните, какие это слова?
У м. р. -он, мой, этот; у ж. р. - она, эта, моя, у ср. р. оно, это, моё.
В русском языке есть такие существительные, род которых даже взрослые не могут определить. Но у нас есть какие-то помощники. Обратите внимание на доску, посмотрите, существительные слева, а прилагательные справа. Может быть прилагательные помогут нам с вами определить род существительных? Давайте попробуем? Составим словосочетания с такими словами (на доске вперемешку).Итак, идём по цепочке, помогайте друг другу.
вермишель вкусная
сирень душистая
мышь пугливая
фасоль крупная
рояль чёрный
кофе ароматный
шампунь цветочный
рельс стальной
пальто детское
какао горячее
пюре картофельное
эскимо холодное
Запоминайте, друзья мои, какого рода эти трудные имена существительные.
А теперь вам нужно будет определить род у таких существительных самостоятельно, открывайте следующее
Задание 3. Слайд 9.
- Самостоятельно придумайте свои определения и запишите их в тетрадь.
(в это время снимаю слова с доски)
А кто-то мне подскажет сейчас, что за помощники у вас там есть? Они записаны рядом с именами существительными. Вопросы! Молодцы! Они не дадут вам сбиться с курса. Готовы? Будем проверять (вермишель какая?. и. т. д.)
Оцените себя, нарисуйте снежинки.
Я вижу мы немного устали, поэтому отдохнём.
IV.Слайд 10. Физкультминутка «Зимние забавы.» Успокойте
дыхание, садитесь, пожалуйста. И настраиваемся на вторую часть урока
Слайд 11.
- Предлагаю вспомнить некоторые произведения детских поэтов. Поднимите руку, кто читал в своё время эти книги? Якова Акима «Неумейка», Эммы Мошковской «Жадина», Агнии Барто «Рёвушка», «Медвежонок-невежа», И. А. Крылов часто высмеивал в своих баснях невежду. Какая разница в словах НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА? Это одно и то же, или разные слова, как вы считаете? (Это разные слова)
НЕВЕЖА- грубый, невоспитанный человек.
НЕВЕЖДА- глупый, необразованный человек.
Давайте проверим. Благодарю вас!
-Как вы думаете, слова: рёва, жадина, невежа, неумейка относятся к девочке или к мальчику? (И к девочке, и к мальчику)
-Да. Оказывается, в русском языке, а русский язык необыкновенно интересный язык, так вот в нём есть такие существительные, которые относятся к существительным и женского, и мужского рода, т. е. они общего рода.
Задание 4. Найдите их у себя в тетради такие слова и подчеркните.
-Как правило, слова общего рода имеют оценочный характер.
(Взаимопроверка) Проверьте работы друг у друга,если правильно выполнено, ставьте +. Нарисуйте снежинки в оценочном листе. А теперь проверьте себя Слайд 11.
-Продолжаем работу.
Задание 5. У вас на столах карточки с заданиями трёх уровней.
* - нетрудное задание,
** - задание потруднее,
*** - сложное, интересное задание.
Выберите любую карточку, и выполните задание на время.
A
А* Распредели слова на группы в соответствии со словами помощниками.
Мороз, метель, вьюга, гололёд, облако, дерево, снежок, ненастье, пурга, пальто, зима, здоровье, снегопад.
М. р. (он,мой)
Ж. р. (она,моя)
Ср. р. (оно,моё)
В** Напиши слова-помощники в определении рода. В соответствии с этим, распредели слова по группам.
Мороз, метель, вьюга, гололёд, облако, дерево, снежок, ненастье, пурга, пальто, зима, здоровье, снегопад.
. . .
Нарисуйте снежинки в листах самооценки.
С***Запиши слова в столбики по родам. В каждом столбике подчеркни «лишнее»
слово. Чем похожи слова в каждом столбике? Укажи схожесть слов.
Снежок, вьюга, здоровье, снеговик, пурга, снегопад, чудо, побережье, зима, ненастье, гололёд, метель.
- Нарисуйте снежинки в листах самооценки
- Вы любите работать в группах? Давайте вспомним правила как надо работать в группе.
Задание 6.
Высыпьте содержимое конверта. Разделите карточки по цвету. Из слов каждого цвета составьте предложения, у вас обозначена большая буква и стоит точка а из предложений составьте текст.
-Вспомним, что такое предложение? Что такое текст?
Вот и февраль на дворе.
Солнце яркое и чистое.
Метелица сердита, а сосульки плаксивы.
По вечерам хрустальный звон слышится.
Это Весна спешит в наши края.
Шишки ели созревают к февралю.
Тогда и появляются у клестов птенцы.
Они питаются семенами шишек
Одна за другой падают шишки на снег.
А птенчики радуются,растут-подрастают.
Какой тип речи (текста) получился в 1 группе, а во второй? Докажите. Найдите в тексте существительные всех трёх родов (по 1 слову).
- Нарисуйте снежинки в листах самооценки.
V. Итог.
Наш урок подходит к концу. Подведём итоги.
- О какой грамматической категории имени существительного мы говорили? (род)
- Как определить род имён существительных? (по вопросам, словам-маркерам)
-Какие слова вызывают затруднение в определении рода? (мн. ч.)
-Что такое существительное общего рода?
Задание 7.
Какие слова пропущены в таблице? Почему?
Варианты: узор, стекло,прорубь, изморозь, снег, стужа, дерево, иней, поле.
мороз солнце шуба
пальто …. …
звезда ветер облако
Не забывайте поставить отметку в лист с/о. Превосходно! Большое всем спасибо!