Инна
Открытый урок по математике на тему: «Сложение и вычитание в пределах 9»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Сложение и вычитание в пределах 9».
Цель:
закрепление приёмов сложения и вычитания в пределах 9.
Задачи.
Образовательные:
закреплять навыки счёта в пределах 9, умение воспроизводить последовательность чисел в пределах 9 в прямом порядке, начиная с любого заданного числа, умение решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 9.
Коррекционно – развивающие:
Публикация «Открытый урок по математике на тему: „Сложение и вычитание в пределах 9“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Математика. Сложение и вычитание. Конспекты уроков
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
развивать мышление, память, внимание, математическую речь учащихся;
развивать организационные обще - учебные умения, в том числе умение самостоятельно оценивать результат самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.
Воспитательные:
воспитывать интерес к урокам математики, любознательность, аккуратность и самостоятельность в выполнении письменных заданий, прилежание.
Оборудование: тетради, ручки, веера, разноцветные снежинки, презентация.
Ход урока:
I. Организационный момент. Мотивационный.
• Нам праздник весёлый зима принесла,
Зелёная ёлка к нам в гости пришла.
Дед Мороз и Снегурочка веселят весь народ
Этот праздник…/Новый год/(Слайд 2)
- Ребята, Снегурочку похитила Баба-Яга и спрятала в дремучем лесу.
- А какой же Новый год без Снегурочки и Деда Мороза?
- Сегодня на уроке мы должны быть особенно внимательными, умными, сообразительными, чтобы справиться со всеми заданиями Бабы – Яги и спасти Снегурочку.
- Итак, в путь, дорогие мои девчонки и мальчишки!
- Но сначала давайте произнесём слова, которые помогут нам в пути:
• В лес за Снегуркой сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём!
II. Актуализация знаний учащихся.
Устный счёт.
1) Упражнение в счёте предметов, в соотнесении числа и цифры.
- Ребята, а вот и первое задание, которое приготовила для нас Баба Яга.
Я показываю картинку с изображением предметов, а вы, используя математический веер, показываете, сколько предметов на картинке : 5 елей, 8 снежинок, 9 елочных игрушек, 6 снеговиков. (Слайд 4)
- Каких предметов больше всего? (Елочных игрушек). Сколько их? (9).
Молодцы! Справились с заданием.
2) Упражнение в воспроизведении последовательности чисел в числовом ряду.
- Посмотрите, ребята, Баба-Яга преградила нам дорогу большими снежинками. Давайте освободим тропинку, расположим эти числа в порядке возрастания (1 ученик у доски).
3 1 7 5 8 2 4 6 (Слайд 5)
1 2 3 4 5 6 7 8 (Слайд 6)
- Какое число будет следующим? (9)
- Молодцы! Почти освободили тропинку!
- Ребята, посмотрите, да здесь не одна тропинка, а несколько.
- Давайте найдём самый короткий путь.
1 2 3 4
- Как называются тропинки? (Слайд 7)
- Под каким номером находится самый короткий отрезок?
- Молодцы! И с этим заданием справились!
III. Минутка чистописания.
- Впереди, большая ледяная глыба. Попробуем убрать её с дороги. Посмотрите внимательно, ребята, на ней не хватает одной цифры.
- Какой цифры не хватает? (9).
9 8 7
7 9 8
7 8 ?
(Слайд 8)
Ребята, прежде чем начать писать, Баба Яга рекомендует нам сделать гимнастику для наших пальчиков.
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
Раз, два, три, четыре, пять,
Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого полуовала.
Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки.
Закругляем, ведем вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведем вверх к началу овала и затем ведем вниз; закругляем на середине нижней линии клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.
Давайте все вместе напишем цифру 9 в воздухе.
- Откройте тетради, возьмите ручки и напишите строчку до конца.
- Догадались уже, по какой теме будем сегодня работать?
IV. Формулирование темы урока, целей учащимися и учителем.
(Ответы детей).
Учитель уточняет, обобщает ответы детей и формулирует название темы урока :
- Сегодня мы будем работать по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 9». Сегодня мы уже вспомнили счёт в пределах 9, вспомнили написание цифры 9, а теперь научимся решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 9.
Посмотрите, ребята, что натворила Баба – Яга! Она что – то сломала!
- Что же это может быть? Отгадайте.
• Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодный, большой, кто я такой? (Снеговик.)
- Да это же снеговик, ребята! (Слайд 10)
- Надо помочь ему.
V. Физкультминутка.
• Раз – рука, два – рука (дети вытягивают одну руку, затем – другую)
Лепим мы снеговика (имитируют лепку снежков)
Мы скатаем снежный ком - (ладонями делают круговые движения по бедрам)
Вот такой, (разводят руки в стороны, показывая какой большой)
А потом поменьше ком (растирают ладонями грудь)
Вот такой (показывают величину кома меньше)
А наверх поставим мы (поглаживают руками щечки)
Маленький комок (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)
Вот и вышел снеговик. (Ставят руки в бока, повороты влево – вправо)
Очень милый толстячок!
Снег, метлою разметая, (шагаем на всей стопе, подняв нос кверху)
Шагает наш снеговичок
Искать Снегурочку в лесок. (Слайд 11)
- Поспешим за снеговиком, ребята. А вот навстречу и Лиса Патрикеевна из леса.
VI. Работа по теме урока.
1) Решение примеров «Катаемся на санках».
- Чтобы прокатиться с горы на санках нам с вами нужно выполнить следующее задание, которое нам принесла лиса от Бабы Яги, мы должны решить примеры.
- Вместо ёлочных игрушек мы должны вставить знаки и числа, и если вы выполняете правильно, наши саночки съедут с горки.
1 ученик 2 ученик
5 + =9 (Слайд12) 3+ =5 (Слайд 14)
9 4 =5 (Слайд 13) 5+1= (Слайд 15)
- И с этим препятствием справились! Молодцы!
- Ребята, давайте позовём Снегурочку, может быть, она откликнется.
Зовут:
- Ау, Снегурочка!
- Нет, не откликается.
2) А вот и следующее задание приготовила для нас Баба Яга, она хочет посмотреть, как вы знаете, из каких чисел состоит число 9.(Работа на интерактивной доске.) (Слайд 16)
3)Не хочет Баба Яга отпускать Снегурочку и приготовила следующее задание, мы с вами должны решить задачу. На елке было 4 красных шара, а потом повесили еще 5 золотых. Сколько всего шаров стало на елке?
О чем говорится в задаче?
Сколько было красных шаров? Какой цифрой обозначим количество красных шаров(4)
(педагог пишет на доске цифру 4)
Сколько было золотых шаров? Какой цифрой обозначим золотые шары(5) (педагог пишет на доске цифру 5)
Какой вопрос задачи?
Шаров стало больше или меньше на елке?
Какое арифметическое действие мы выберем для решения задачи?
При сложении между числами ставим, какой знак? С числами, что мы делаем?
4ш. +5ш. =9ш.
Что означает цифра 4? Что означает цифра 5?Какой ответ задачи?
Мы теперь знаем, сколько шаров на елке. (Слайд 17)
Давайте запишем решение нашей задачи.
2 клеточки вниз отступите, и запишите решение нашей задачи.
VII. Геометрический материал.
Не добрались до Снегурочки!»
- Хитрая Баба – Яга. Она приготовила еще одно задание.
- Отгадайте загадку
Зимой из снега слеплен ловко:
Три колобка и нос морковка. (Снеговик)
Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит снеговик? (Слайд 18)
- Сколько прямоугольников(3)
(это руки, рот)
- Сколько треугольников? (2)
(это шапка, нос)
- Сколько кругов(5)
(это глаза, туловище)
- А теперь я поставлю точку. Отступите от этой точки вправо 8 клеточек, вниз 8 клеточек, влево 8 клеточек.
-А теперь соедините с помощью линейки все точки.
-Какая фигура получилась? (квадрат).
-Сколько сторон у квадрата?
-Что можно сказать о сторонах квадрата? Какие они?
(у квадрата все стороны равны).
Выходит Снегурочка. (Слайд 19)
- Отпустила меня Баба-Яга, потому что вы справились со всеми заданиями, преодолели все препятствия, чтобы меня спасти. Спасибо вам, ребята, за помощь! Скоро Новый год, приходите к нам на праздник!
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- По какой теме работали сегодня на уроке?
- Чему научились?
У вас у каждого на партах разноцветные снежинки. Оцените свою работу на уроке : если вы активно участвовали в работе на уроке, возьмите белую снежинку; если вы участвовали в уроке, но не всегда могли ответить на вопросы, возьмите синюю снежинку.
- Я очень рада, что наш снегопад состоит из белых снежинок.