Лобова Татьяна
Открытый урок по математике «Деление с остатком»
▼ Скачать + Заказать документы
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление с остатком; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно-следственные связи.
Учебные универсальные действия:
Предметные УУД: научиться выполнять деление с остатком; пользоваться таблицей умножения и деления
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: осуществлять контроль и результата деятельности.
Познавательные УУД: уметь применять правила и пользоваться инструкцией.
Темочки:
- Математика. Деление чисел. Конспекты уроков
- Математика. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коммуникативные УУД: задавать вопросы и формулировать свои затруднения.
Личностные результаты: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Задачи урока :
1. Познакомить учащихся с алгоритмом выполнения проверки примеров на деление с остатком.
2. Продолжить работу над развитием логического мышления, улучшением вычислительных навыков детей и их математической речи.
3. Воспитывать коммуникативную культуру учащихся, прививать интерес к предмету.
Оборудование: Разноуровневые карточки для индивидуальной работы, ребусы с «окошечками».
Тип урока : Урок освоения нового материала по учебнику «Математика» М. И. Моро и др.
I. Организационный момент
Учитель: Доброе утро, дети! Какой сегодня день недели? Назовите дату. Вспомним нашу рифмовку о правилах посадки при письме.
Дежурный: Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь! (Запись даты).
II. Каллиграфическая минутка
Учитель: Охарактеризуйте число 657.
Дети: Это число шестьсот пятьдесят семь. Оно нечётное, трёхзначное. Чтобы его записать понадобились три цифры: 6, 5, 7.
Учитель: Представьте число в виде суммы разрядных слагаемых.
Дети: 657 = 600 + 50 + 7
Учитель: Сколько всего единиц в этом числе? Десятков? Сотен?
Дети: 657 единиц, 65 десятков, 6 сотен.
III. Актуализация знаний учащихся
а) Учитель: Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Дети: Деление с остатком.
Учитель: Вспомните, как называются числа при делении?
Дети: Делимое, делитель, частное.
Учитель: Как найти неизвестное делимое?
Дети: Надо делитель умножить на частное.
Учитель: Что вы знаете про остаток?
Дети: Остаток всегда меньше, чем делитель.
Учитель: Повторите эти правила и расскажите их друг другу (работа в парах).
б) Учитель: Какое число до 59 без остатка делится на 4? На 8? На 9? Какие остатки могут получиться при делении на 3? На 6? На 12? На 24? На 99?
в) Игра «Расшифруй слово»
Учитель: Рассмотрите примеры. Что в них общего? (демонстрируются примеры на деление с остатком)
Дети: Все примеры на деление с остатком.
Учитель: Решите примеры устно. Выбрав по порядку примеры с остатком 3, вы прочитаете слово.
У 49: 8 О 66: 9 Р 75:8
П 19: 4 С 26: 6 К 31:4
Э 55: 6 В 59: 8 И 43:6
Р 52: 7 Е 43: 5 А 39:9
Дети: Это слово «Проверка».
IV. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Проверка – это один из важных этапов любой деятельности. Вчера,проверяя ваши самостоятельные работы, я обнаружила такое решение примеров:
26:3 = 7 (ост. 5) 57:9 = 7 (ост. 6)
Найдите ошибки. Какой совет вы хотели бы дать своему товарищу? Что надо сделать, чтобы не сомневаться в правильности решения?
Дети: Надо выполнить проверку деления.
Учитель: Уточните, проверку какого вида примеров? Итак, сегодня мы учимся проверять решение примеров на деление с остатком.
V. Изучение нового материала
а) Введение алгоритма проверки
Учитель: Кто уже догадался, как выполнить проверку первого примера? Какой первый шаг? (Мнения детей). Составление алгоритма по ходу работы:
1. Сравниваем делитель и остаток. (Остаток меньше, чем делитель).
2. Делитель умножаем на частное.
3. К полученному результату прибавляем остаток.
4. Делаем вывод: если получили делимое – пример решён правильно.
25:3 =
__ • __ + __ = 25
б) Закрепление знаний по учебнику (устно)
в) Развитие умений учащихся работать по алгоритму
(Один ученик решает пример на доске с подробным объяснением, другой – выполняет проверку по алгоритму)
66:8 = 102:33 = 89:21
VI. Физкультурная пауза. Игра «Хлопай-топай»
Учитель: Я показываю вам примеры. Если это табличный случай – вы хлопаете. А если пример на деление с остатком – топаете (10 карточек).
VII. Закрепление изученного материала
а) Самостоятельная работа по разноуровневым карточкам (по выбору ученика)
Вариант 1
18:5 =
29:7 =
37:9 =
23:3 =
56:9 =
68:8 =
50:8 =
44:6 =
75:9 =
Вариант 2
28:13 =
34:10 =
47:15 =
75:20 =
59:28 =
100:45 =
90:35 =
78:12 =
88:21 =
б) Взаимопроверка и оценка работы по карточкам
Учитель: Пользуясь алгоритмом, проверьте свою работу, а затем – работу соседа. Вспомните критерии и оцените работу своего товарища.
Кто получил 5? 4? Очень надеюсь, что ребята, получившие сегодня оценку ниже четырёх баллов, ещё потренируются дома, и на следующем уроке мы порадуемся их успехам.
VIII. Разгадывание ребусов
__ : 9 = 7 (ост. 4)
Некоторое число разделили на 9. Получилось частное 6 и остаток 3. Найди делимое.
___ : 6 = 6 (ост. 3) __ 7 : 5 = 9 (ост___) 5__ : 8 = 7 (ост___)
IX. Итог урока
Учитель: Что нового узнали? Как проверить деление с остатком? Умение решать примеры данного вида и выполнять их проверку очень важно для нас сегодня, будет востребовано в дальнейшей работе и, конечно, пригодится вам всем в повседневной жизни.
– Кого из товарищей вы бы хотели отметить за хорошую работу?
Комментирование оценок.
Домашнее задание: составить 15 примеров на деление с остатком и выполнить их проверку по алгоритму.