Валентина Хиленко
Конспект НОД по математике в старшей группе «Сложение и вычитание»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад «Колосок» с. Изюмовка
НОД по математике в старшей группе
Воспитатель : Хиленко В. И.
Цели : Развивать творческий взгляд на предметы.
Задачи:
1. Упражнять в решении примеров на сложение и вычитание.
2. Развивать навыки ориентировки в пространстве от себя и на плоскости.
Публикация «Конспект НОД по математике в старшей группе „Сложение и вычитание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Старшая группа
- Темочки
3. Закрепить представления о геометрических фигурах, умение группировать их по признаку формы.
4. Закрепить знания детей признаков времени года (дни недели.)
5. Побуждать детей решать логические задачи, поощрять самостоятельность детей, инициативность.
6. Воспитывать способность к сочувствию, к оказанию помощи тому, кто в ней нуждается.
Материал : ковер-самолет, на нем 6 кругов с заданиями; листочки в клеточку с графическим диктантом на каждого ребенка; книга «Теремок»(листочки из книги с заданиями); бумажный самолетик с запиской; листы-раскраски по сказке «Теремок».
Предварительная работа: Чтение произведений со сказочным транспортом.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у меня письмо от сказочных героев. Они просят помощи. Слушайте: «Дорогие ребята, мы не можем попасть к себе домой. Возникли препятствия, которые нам не под силу преодолеть, а какие препятствия оказались сложными для нас, вы узнаете оказавшись в стране сказок!» Медведь, мышка, волк, лиса, лягушка и заяц.
Воспитатель: Что же нам делать? Может провести расследование, что это за сказка, где все эти животные живут.
Дети предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: (если дети затрудняются, то делаем подсказку.) Ребята, а домик у зверей общий был. Один на всех. Что это за чудесный дом который сдружил столько разных зверей?
Дети: Теремок. И сказка так называется.
Воспитатель: Ну про сказку все ясно. Теперь нам надо попасть в эту сказку! А как?
Дети: Нужно отправиться в сказочную страну.
Воспитатель: На каком виде транспорта можно попасть в сказочную страну?
Дети: Что-нибудь сказочное.
Воспитатель: А какой сказочный транспорт вы знаете?
Дети: Ступа. Метла, сапоги скороходы. Ковер- самолет.
Воспитатель: Ребята, какой вид транспорта нам подойдет для путешествия?
Дети: Ступа маленькая, мы в нее все не вместимся, на метле тоже всем не удержаться, сапоги –скороходы тоже не подходят. А вот ковер- самолет нам будет в пору.
Воспитатель: Решено, ребята, отправимся в путешествие на ковре самолете. (Разворачивает ковер-самолет.)
(На ковре места для посадки обозначены кругами. На каждом круге надо решить пример на сложение или вычитание. Кто правильно поставил ответ в «окошечко», тот занимает место на ковре самолете. (Цифры в конверте).)
Дети решают примеры и рассаживаются по местам.
Воспитатель: Ну что, полетели.
1,2, 3, 4, 5 - мы готовимся взлетать.
Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:
Чтобы наш самолет поскорей летел вперед! (звучит музыка) -
Вот летим мы над полями
Вот и море перед нами
Вижу лодку рыбака,
Море шире. иль река (ответ детей)
Один, 2, 3, 4 - ну, конечно, море шире.
Вот под нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз,
Выше дерево иль куст? (ответ детей)
Дерево выше, а куст ниже.
Один,2,3, 4,5 - не ошиблись вы опять.
Справа горы высоки. Покажите и скажите где?
Слева - реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?
Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите.
Ой! Ковер клонится назад!
Чтоб на нем удержаться, нужно всем вперед наклоняться.
Все опасность миновала, продолжаем мы полет.
Вижу остров я, ребята, встреча с кем-то нас здесь ждет.
Интересно, куда мы попали?
Дети: В сказочную страну!
Воспитатель: В сказочную страну мы попали. А как же нам отыскать книгу «Теремок»? Может подсказка какая будет?
(Пролетает яркий самолетик бумажный и на ниточке листок. Дети подбирают листок, отдают воспитателю.)
Воспитатель: (Читает) Книгу тогда вы отыщете здесь, когда нарисуете сторожа по клеточкам.
Дети решают диктант. У них получается собака. Находим в группе игрушку –собаку. Собака сидит на книге
Воспитатель: Ну что ребята, открываем книгу. Посмотрим, что там за проблемы возникли у животных.
Дети открывают книгу и все страницы рассыпаются.
Воспитатель: Ну ничего страшного. Эта сказка вам с детства знакома. Что сейчас первостепенной задачей стоит у нас?
Дети : Помочь животным справиться с препятствиями.
Воспитатель. Правильно! (Дети рассматривают все листы с заданиями и раскладывают их по порядку.) Какие здесь ребята задания на ваш взгляд?
Дети: Математические : тут цифры, геометрические фигуры.
Воспитатель: ТАК- так. А почему это животные не знают цифр и геометрических фигур?
Дети: Они их не изучают, не ходят в детский сад и школу.
Воспитатель: Ну ничего. Мы ребята им поможем. Берем первый лист. Кто у нас первый герой заселившийся в теремок?
Дети : Мышка.
Воспитатель : У мышки задание: В правый верхний угол отложить квадрат, в левый нижний- круг, в правый нижний угол- овал, в левый верхний- треугольник, в центр-ромб.
Один из детей выполняет. Проверяем.
Воспитатель: Ребята, вы справились заданием мышки. Следующий герой заселившийся в теремок?
Дети: Лягушка.
Воспитатель: Лягушка прыгала- веселилась и нечаянно порвала паучку паутину. Теперь паучок сидит и плачет, а лягушка не знает как соединить паутинкой цифры от одного до десяти.
Дети выполняют задание. Проверяем. Счет от1 до 10. Обратный от 10 до 1- чтобы выйти из паутинки.
Воспитатель : Кто следующий должен прийти в теремок?
Дети: Зайка должен прийти в теремок.
Воспитатель: У зайки нужно словить рыбку по цвету и цифре указанной на ведерке и в конце между ведрами с рыбками поставить знак неравенства больше или меньше.
Дети выполняют задание. Объясняют. 7 больше 5.
Воспитатель: Кто-кто еще плачет над своим заданием и не может попасть в теремок?
Дети : Лисичка –сестричка!
Воспитатель: А задание у лисичке такое: Надо продеть цепочку в веревочную лесенку через две ступеньки.
Дети выполняют. Проходит обсуждение: Над двумя перекладинами проводим цепочку, под двумя перекладинами проводим цепочку…
Воспитатель: Ну что все звери вернулись в теремок?
Дети : Нет! Еще волк и медведь задания нам не показали.
Воспитатель : Чья очередь заселяться в теремок?
Дети: Волк идет в теремок.
Воспитатель: А может вы ребята сами определите задание у волка?
Дети: (Разглядывают задание) Это лабиринт. Нужно шарик докатить из одного угла в другой. (Идет выполнение задания, обсуждение.)
Воспитатель: Ну вот сказка подходит к концу. Сейчас мы и медведю поможем. Смотрите,ребята, а в теремок то никто не прошел,потому что перед ним стоит какой то знак! И что это за знак?)
Дети: Знак вопроса!
Воспитатель: Смотрите, ребята, в середине большой знак вопроса и еще четыре таких же в четырех углах? А вот и картинки какие то (Дети рассматривают картинки времен года. Определяют их местонахождение на листе. Объясняют что составили круглый год- все времена года- осень, зиму, весну и лето.)
Подведение итогов.
Воспитатель : Итак, ребята, наши герои сказки «Теремок» попали к себе домой и вам за это большое спасибо! С какими трудностями столкнулись наши животные.
Дети : - мы нашли для мышки все заданные фигурки;
Воспитатель: Какие фигуры мы искали для мышки?
Дети: Геометрические: круг, овал, квадрат, ромб, треугольник.
Воспитатель: А как мы их расположили по полю листа?
Дети: Поставили квадрат в правый верхний угол, в левый нижний- круг, в правый нижний угол- овал, в левый верхний- треугольник, в центр-ромб.
Воспитатель: Как мы помогли лягушке с пауком?
Дети: Помогли сплести паутинку паучку;
Воспитатель: А как мы плели паутинку?
Дети: Мы начинали наматывать паутинку с цифры один и закончили цифрой десять.
- наловили рыбок по заданию 7 в одно ведро и 5 в другое и поставили знак неравенства;
- продели цепь в веревочную лесенку через две перекладины;
- прошли лабиринт;
- расставили картинки по времени года.
Воспитатель: Ребята, звери попали в свой теремок?
Дети: Да. Мы помогли выполнить все их задания.
Воспитатель: Замечательно, за зверей можно не волноваться, а вот про нас так не скажешь.
Не хочу вас огорчать,
Но обратной дороги
Нам без отгадок не видать.
Дети: Будут загадки?
Воспитатель: Да! Слушайте внимательно надо думать и считать.
- Сколько углов у ковра –самолета? (4) (Подвести детей к ковру-самолету и знаком предложить присесть.
- Сколько ушей у двух мышей? (4) Почему?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц? (3) Почему?
- Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4) Поясните.
- Сколько раз в году бывает день рождения у Ивана Царевича? А у вас?
- Сколько ушей у четырех мышей(8)
-Сколько домишек у ста муравьишек? (1) Поясните.
- Сколько хвостов у пяти коров? (5)
- А сколько рогов у трех коров? (6)
Воспитатель: Ой ребята посмотрите. А мы, кажется, назад в детский сад вернулись? Какое замечательное путешествие у нас с вами было. Какие вы умные и отзывчивые. Помогли сказочным героям. Спасибо вам!
Подарить раскраски по сказке «Теремок» на память о путешествии.