Наталья Хорева
Открытый урок «Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
Формирование представлений учащегося о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
1. Образовательные
Публикация «Открытый урок „Роль штрихов в раскрытии художественного образа музыкального произведения“» размещена в разделах
Сформировать и углубить знания учащегося о роли штрихов, в раскрытии художественного образа музыкального произведения.
2. Развивающие
• Развивать музыкальный слух, память, образное мышление.
• Развивать музыкальные и творческие способности детей.
3. Воспитательные :
• Воспитывать у учащегося целеустремленность и настойчивость в овладении приемами игры.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, музыкальный инструмент баян.
Содержание урока :
1. Организационный момент
2. Из истории
3. Новая тема: «Роль штрихов в раскрытии художественного образа в музыкального произведения».
4. Закрепление нового материала
5. Итог урока
Организационный момент:
Приветствие, представление ученика, Широков Денис, ученик 1 класса народного отделения. Сообщение темы урока, цели, задачи. (Слайды 1,2,3.)
Из истории:
Слайд №4
Термин "штрих" (черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников, поскольку в движениях кисти живописца и смычка скрипача присутствовало что-то общее (Рис. 1). Вскоре термин "штрих" приобрел значение того или иного приема игры и получил распространение среди музыкантов различных специальностей, в том числе - баянистов.
Слайд 5
Что такое штрихи?
Штрихи это различные приемы звукоизвлечения, в результате которых появляются звуки, отличающиеся друг от друга по характеру звучания.
Слайд 6
Штрихи бывают двух видов : штрихи пальцев и штрихи меха.
Сегодня на уроке рассмотрим основные штрихи пальцев.
Штрихи пальцев бывают : Легато, нон-легато, стаккато.
Слайд 7
Легато – это прием игры, когда каждую ноту нужно связать друг с другом, мелодия напевная плавная. В нотах обозначается лигой (дугой) над или под нотами.
Слайд 8
Нон-легато – игра не связная, ноты друг с другом не связываются.
Слайд 9
Стаккато – прием игры когда ноты звучат коротко, отрывисто. В нотах этот штрих обозначается точками над или под нотами.
Слайд 10
Сейчас мы рассмотрим штрих легато на примере русской народной песни «А я по лугу». Эта песня хороводная, характер произведения плавный, напевный. Раньше на большие праздники девушки и парни водили хоровод и пели песни. Эта песня исполняется штрихом легато.
Ученик играет песню на баяне «А я по лугу»
Слайд 11
А сейчас мы рассмотрим штрих нон-легато.
Д. Кабалевский «Маленькая полька». Полька – это чешский танец. Характер произведения веселый, задорный, танцевальный. Для того чтобы передать характер произведения нужно его исполнить штрихом нон-легато.
Ученик играет польку Кабалевского на баяне.
Слайд 12
Штрих стаккато рассмотрим на примере этюда. Этюд – это техническое произведение. Цель этюда – развить техническую сторону игры на баяне: беглость пальцев, ритм. Лушников «Этюд» C-dur. В этом этюде две части. В этом этюде переменные штрихи, первая часть исполняется штрихом легато, вторая часть исполняется штрихом стаккато.
Сейчас ученик покажет этот этюд.
Слайд 13
Для чего нужны штрихи в музыке?
• Штрихи являются очень важным средством музыкальной выразительности.
• От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально-образного содержания и стиля исполняемого произведения
• Штрихи делают музыку красочной и живой.
• У каждого штриха — свой образ.
• Штрихи, взаимодействуя с другими средствами выразительности, способствуют воплощению исполнителем идейно – эмоционального содержания произведения.
Слайд 14
На уроке мы рассмотрели штрихи : легато, нон-легато, стаккато. Чтобы закрепить материал пройденной темы, мы послушаем произведение песни В. Ушенина «Колыбельная», Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии. Один из древнейших жанров фольклора. Попробуем исполнить эту колыбельную не штрихом легато, а штрихом стаккато и посмотрим как влияют штрихи на характер музыкального произведения.
Педагог исполняет произведение
Характер произведения изменился от смены штриха. Спать под такую колыбельную не получиться, а захочется маршировать.
Заключительная часть:
У: Что мы сегодня проходили?
Для чего нужны штрихи в музыке?
А почему нужно точно исполнять штрихи в пьесах?
Какие штрихи ты уже освоил?
Какие еще не получаются приемы игры?
Что нужно для преодоления этого сделать?
Учащийся рассказывает, какие знания им были закреплены на уроке,
что было нового, необычного.
Итог урока подводит преподаватель:
Сегодня мы говорили о штрихах и их роли в раскрытии
художественного образа произведения.
Штрихи являются очень важным средством выразительности
музыке. От характера и качества выполнения штрихов во многом
зависит правильное раскрытие музыкально- образного содержания и
стиля исполняемого произведения. Основными штрихами являются
легато, нон легато, стаккато. Остальные штрихи менее распространены.
Выбор штриха зависит от характера музыки, которую исполняют. Поэтому, говоря о штрихах, необходимо учитывать, в каком конкретно художественном произведении данный штрих будет применен, какое содержание, и характер музыки он будет призван подчеркивать.