Крылова Людмила Викторовна
Открытый урок в средней школе «Древнерусская культура: изобразительное искусство и зодчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Древнерусская культура : изобразительное искусство и зодчество».
Тип урока : урок открытия нового знания.
Планируемые результаты
1. Предметные. Сформировать представление о культуре Руси, ее особенностях, чертах, отличающих русскую культуру от других цивилизаций.
2. Метапредметные
Коммуникативные: умение общаться, участвовать в диалоге, работать в группе
Публикация «Открытый урок в средней школе „Древнерусская культура: изобразительное искусство и зодчество“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; ориентация в учебнике; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с учебной литературой.
Регулятивные: умение оценивать свою работу на уроке
Личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине; способность оценивать свою работу на уроке; анализировать эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.
Цель урока :
Образовательные: ознакомить учащихся с уровнем развития изобразительного искусства и зодчества населения Киевской Руси,
Вступление. (2 мин)
Учитель: Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Эпиграф: «О, светло светлая и прекрасно украшенная,
Земля Русская
Многими красотами прославлена ты…
Всем ты преисполнена, земля русская…»
Такими словами наши далекие предки описывали красоту нашей Родины. И им было чем гордиться! И в первую очередь они гордились чем?
Ответ учащихся: культурой
1) Что такое культура? (Культура-все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты)
2) Что включает понятие культура? (религия, литература, живопись, архитектура и т. д.)
3) Какие факторы повлияли на формирование культуры Древней Руси?
Большое влияние на русскую культуру оказывали соседние народы, особенно Византия. Между тем, основой древнерусской культуры было наследие восточных славян. Духовной основой культуры Древней Руси первоначально были языческие традиции.
4) Что такое двоеверие и почему оно возникло?
(Переплетение языческих пережитков и христианских представлений и праздников. Языческая вера еще была сильна среди народа. Христианская вера также распространялась, этому способствовали церковные служители, которые проповедовали новую религию и приобщали к ней народ)
Принятие христианства способствовало развитию письменности.
Проверить знание материала о славянской письменности поможет задание, которое лежит у вас на столе.
Фамилия, имя ученика ___
Славянская письменность.
Вставить в предложенный текст пропущенные слова.
Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия ими. Славянскую азбуку создали византийские монахи ___ и. Первые русские книги были ___и очень дорогими. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам -. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст, -. Вместо бумаги пользовались березовой корой -. Первыми литературными произведениями были. Древнейшая дошедшая до нас ___ была создана около ___ года монахом Киево-Печерского монастыря. Он был одним из первых создателей --- литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. Первым русским писателем принято считать -. Наиболее известным его произведением является «___».
Для выполнения этой работы вам даётся 3 минуты.
Учитель. Кому была доступна книжная грамотность в Древнерусском государстве?
Ответ учащихся. ( Только обеспеченным людям: боярам, князьям, а также их детям. Обучали специально и монахов в монастырях).
Учитель: Итак, читать и писать могли только образованные люди,
Путь к уму и сердцу простого человека лежал через зодчество, иконопись. Об этом мы узнаем сегодня на уроке.
Переход к изучению новой темы.
Запишем тему нашего урока :
«Древнерусская культура : изобразительное искусство и зодчество».
Учитель. Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, исходя из анализа темы. Что мы должны узнать сегодня?
Ответы детей: познакомиться с достижениями древней Руси в изобразительном искусстве и зодчестве.
Учитель. ЦЕЛЬ урока :
изучить тему «Культура Древней Руси : архитектура и изобразительное искусство»; узнать о достижениях и особенностях древнерусской культуры
Для этого мы рассмотрим:
План:
1. Изобразительное искусство.
2. Зодчество.
Учитель: Итак, с принятием христианства необходимо было построить новые церкви, украсить их.
Как же украшались церкви?
Работа с учебником по группам.
1 группа - стр. 83, прочитать и ответить на вопрос:
Как украшались церкви?
Запись в тетрадь: икона, фреска, мозаика
Икона – изображение Иисуса Христа, Богоматери и других святых.
Как писались иконы? (на деревянных досках, по определенным правилам, канону – цвет, композиция, сюжет, жесты)
Фреска – изображение красками на сырой штукатурке.
Что украшалось фресками? (Стены в храмах)
Мозаика – изображения выкладывались разноцветными камнями и кусками цветного стекла – смальты.
2 группа - работа с учебником, стр. 84,
Познакомится с творчеством иконописца Алимпия и составить о нём рассказ
На эту работу отводится 2 мин.
Учитель. Почему иконописцы не ставили своих имен под созданной работой? (Потому что они верили, что иконы писать им помогают ангелы, что их труд ничтожен, их руку ведут ангелы)
Вывод: Масштабное строительство храмов, требовало большого количества мастеров-художников. Из живописи развивалась иконопись и картины на религиозные темы в виде мозаик и фресок.
Зодчество. (8 мин)
Из Византии на Русь проникли традиции каменного церковного зодчества
Учитель.
Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений).
Ребята, вам на прошлом уроке давалось домашнее задание – подготовить сообщение об одном из храмов Древней Руси.
Теперь, давайте представим, что мы с вами попали на экскурсию в музей, экспозиция которого посвящена древнерусскому зодчеству. А экскурсоводами в этом зале будете вы сами. О десятинной церкви расскажет. (приглашается ученик, который подготовил сообщение) Десятинная церковь.
Дальше экскурсию продолжает … (приглашается ученик, который подготовил сообщение) «Софийский собор в Киеве».
И завершит нашу экскурсию по архитектурным памятникам Древней Руси … (приглашается ученик, который подготовил сообщение) «Новгородский Софийский собор»
А сейчас наступило время закрепления полученных знаний.
Закрепление (4 мин) И сделать это нам поможет «Древо знаний». На нём не «плоды», а книги. Но не простые, а с вопросом. Сейчас желающие подойдут к дереву знаний и снимут книгу с вопросом.
Вопросы на «Дереве знаний».
1) Назовите первый каменный храм, построенный в Древнерусском государстве? (Храм Пресвятой Богородицы – Десятинная церковь, построена в 996 году)
2) Какие храмы были построены при Ярославе Мудром? (Храм Святой Софии в Киеве и храм Святой Софии в Новгороде)
3) Чем украшались храмы на Руси? (Иконы, мозаика, фрески)
4) Почему храмы богато украшались?
(Чтобы привлечь людей. Приобщить их к новой религии, а по изображениям на стенах, по иконам простые неграмотные люди знакомились с жизнью святых)
5) Каковы были особенности культуры Древнерусского государства?
(самобытная культура, основанная на язычестве и тесно переплетенная с христианской верой)
Вид работы - «Незаконченное предложение»
Вы должны осмыслить,
-чему научились,
-какие задания показались вам интересными,
-какие впечатления у вас от урока. И завершить предложение