Соня
Комплексно-тематическое планирование «Искусство и культура» в средне-старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дата: с 08. 10. по 12. 10.
Тема: Искусство и культура.
Задачи: формировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру; познакомить с разными видами искусства; подвести к пониманию ценности искусства и культуры; развивать эстетические интересы, предпочтения, желание познавать искусство.
Итоговое мероприятие: литературная викторина по русским народным сказкам – пятница 12. 10.
Ответственные: воспитатели.
Понедельник 08. 10.
Утро.
- Утро радостных встреч.
- Комплекс утренней гимнастики.
Публикация «Комплексно-тематическое планирование „Искусство и культура“ в средне-старшей группе» размещена в разделах
- Беседа «Что мы знаем об искусстве» - познакомить детей с понятием искусство и его видами.
- Рассматривание иллюстраций с изображением осенних пейзажей.
- Д/и «Что нужно для работы художнику».
- Дыхательная гимнастика «Узнай по запаху».
1. Познавательное развитие.
Тема: Русское народное творчество.
Цель: создать условия для формирования представления о русском народном творчестве.
Задачи: Формировать представления о народном творчестве, его разновидностях (сказки, пословицы, поговорки, потешки, загадки, хороводы, считалки, колыбельные); активизировать словарь детей; развивать познавательную активность, творчество, инициативность; развивать чувство коллективизации; расширять представления о нравственной и эстетической ценности произведений народного творчества; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитывать интерес к произведениям русского народного творчества.
Материал: выставка книг (русские народные сказки).
Ход НОД: 1. Приветствие. 2. Выставка книг. 3. Беседа о сказке. 4. Игра «Покажи кто это». 5. Игра «Доскажи пословицу». 6. П/и «Горелки с платочком». 7. Итог.
2. Художественно - эстетическое развитие (музыка по плану музыкального руководителя).
Прогулка.
- Наблюдение за листопадом – показать детям, что природа прекрасна во все времена года; объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью на земле.
- П/и «Самолеты» - учить двигаться легко, действовать после сигнала – новая.
- Д/и «Третий лишний» - растения.
- П/и «Догони мяч» - учить детей действовать по сигналу быстро; развивать ловкость; учить ориентироваться в пространстве – повторить 5 раз.
- Д/и «Найди листок, как на дереве» - учить детей классифицировать растения по определенному признаку.
2-ая половина дня.
- Комплекс бодрящей гимнастики.
- Развивающая образовательная ситуация «Путешествие в мир искусства» - закрепит представления детей о видах изобразительного искусства, о том, кто создает произведения искусства, о роли изобразительного искусства в жизни человека, о музеях и поведении детей в музеях.
- Рассматривание осенних пейзажей.
- Д/и «Что нужно для работы художнику».
- Упражнять в ходьбе змейкой между стульями.
- Хороводная игра «По ровненькой дорожке» - повторить 3 раза.
Прогулка.
- Наблюдение за изменениями в природе – продолжать формировать представления об осенних изменениях в природе (связывать понижение температуры воздуха с изменениями в одежде людей; выявлять первые признаки приближения зимы (заморозки по ночам, появление инея); уметь устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе (деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья; закрепить понятие «листопад»; холодный воздух заставил спрятаться насекомых в старые пни и т. д.)
- П/и «Бездомный заяц» - быстро бегать, ориентироваться в пространстве – повторить 5 раз.
- Д/и «Какое что бывает?» - учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.
- П/и «Ловишки» - развивать ловкость, быстроту.
- Д/и «Да или нет».
Вторник 09. 10.
Утро.
- Комплекс утренней гимнастики.
- Беседа «Русская матрешка» - продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями; с культурой родного края.
- Рассматривание тематического альбома «Искусство и культура».
- Разучивание закличек: «Приходи весна», «Жаворонки».
- Дыхательное упражнение «Гудят паровозы».
- Пальчиковая гимнастика «Колечко» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Речевое развитие.
Тема: Составление простых предложений по вопросам. Сластья Л. Н., стр. 68.
Задачи: закрепить навык составления предложения по модели: Кто? Что делает? Что?
Материал: куклы, матрешки, предметные картинки с изображением одежды, игрушек, фруктов, овощей; символы предложения; куклы бумажные.
Ход НОД: 1. Организационный момент. 2. Игра «Давайте познакомимся». 3. Игра «Говори правильно». 4. Физкультминутка. 5. Игра «Составь правильно». 6. Игра «Веер». 7. Итог.
2. Физическое развитие.
Тема: «В цирке». Подольская, стр. 149.
Задачи: учить проползать в обручи на коленях и руках, не касаясь спиной края обруча; закреплять умения ползать на животе, подтягиваясь руками и продвигаясь вперед; совершенствовать навыки метания мешочков вдаль; развивать глазомер.
Материал: 2 гимнастические скамейки (высота 35см, мешочки с песком (вес 100 г, по количеству детей, мат, 3 обруча (диаметр 40 см, колокольчик, косынка для завязывания глаз, воздушные шарики по количеству детей для подарков.
Ход НОД: 1. Вводная часть. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения, п/и «Жмурка с колокольчиком». 3. Заключительная часть.
Прогулка.
- Наблюдение за ветром – развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.
- П/и «Жмурки с колокольчиком» - развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения – повторить 5 раз.
- Д/и «Бывает – не бывает».
- П/и «Что происходит в природе» - закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении – повторить 5 раз.
- Д/и «Подскажи словечко» - развивать находчивость, быстроту реакции.
2-ая половина дня.
- Комплекс бодрящей гимнастики.
- Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - познакомить детей с новым произведением, развивать внимание и память при запоминании сюжета сказки.
- Рассматривание тематического набора открыток и буклетов «Театры и музеи Москвы».
- Д/и «Кто больше найдет небылиц по произведениям К. Чуковского «Путаница».
- Игра – ситуация «Театральный фестиваль».
- Хороводная игра «Ручеек» - повторить 5 раз.
Прогулка.
- Наблюдение за облаками – формировать умение видеть красоту неба; развивать творческое воображение; вызвать желание фантазировать.
- П/и «Замри» - учить понимать схематическое изображение позы человека – повторить 5 раз.
- Д/и «Помнишь ли ты эти стихи?» - развивать память, внимание, речевую активность.
- П/и «Жадный кот» - повторить 5 раз.
- Д/и «Подскажи словечко».
Среда 10. 10.
Утро.
- Комплекс утренней гимнастики.
- Беседа по вопросам «Были ли вы в музее?», «Что такое музей?», Кто работает в музее?
- Разыгрывание ситуации «Ты в музее».
- Рассматривание иллюстраций с изображением памятников города Вышнего Волочка.
- Дыхательное упражнение «Веселые рыбки».
- Пальчиковая гимнастика «На блины» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Познавательное развитие (ФЭМП).
Тема: Число и цифра 2.
Задачи: познакомить детей с числом и цифрой 2; показать способ образования числа 2; учить различать графическое изображение цифр 1 и 2, соотносить количество с цифрой; развивать внимание.
Материал: клоуны – 2 шт., воздушные шарики, картинки с изображением курицы, лебедя похожих на цифру 2, цифры 1 и 2, 2 лисички, 2 собаки, 1 медведь, билеты с изображением цветочков (по количеству детей с изображением двух цветочков и 10 шт. с изображением 1, 3, 4, 5 цветочков).
Ход НОД: 1. Создание игровой мотивации. 2. Знакомство с числом и цифрой 2. 3. Физкультминутка. 3. Д/и «Артисты цирка». 4. Итог.
Тема: «В цирке». Подольская, стр. 149.
Смотреть планирование за 09. 10.
Прогулка.
- Наблюдение за птицами на участке, за отлетом птиц – выявить особенности приспособления птиц к сезонам; установить связь между характером пищи, наличием корма и приспособлением к погодным условиям.
- П/и «Воробушки» - активизация звука (ч) в звукоподражании; развитие ловкости – повторит 5 раз.
- Д/и «Что это за птица?» - уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
- П/и «Жуки» - развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений – повторить 5 раз.
- Д/и «Знаешь ли ты …» - обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.
2-ая половина дня.
- Комплекс бодрящей гимнастики.
- Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок», рассматривание иллюстраций к рассказу.
- Развивающая образовательная ситуация «Театры и музеи Москвы» - познакомить детей с самыми известными в Москве (и во всем мире) учреждения культуры – Большим театром и Государственной Третьяковской галереей, с правилами поведения в процессе их посещения; приобщать детей к русской национальной культуре; способствовать развитию эстетического вкуса.
- Разыгрывание ситуации «Ты – артист».
- Артикуляционная гимнастика «Вкусное варенье».
- Хороводная игра «Каравай» - повторить 3 раз.
Прогулка.
- Наблюдение за погодой – обобщать первичные представления об осени; учить составлять описание состояния погоды.
- П/и «Жадный кот» - повторить 5 раз.
- Д/и «Помнишь ли ты эти стихи?»
- П/и «Зайка» - развивать ловкость, быстроту – повторить 5 раз.
- Д/и «Бывает не бывает» (с мячом).
Четверг 11. 10.
Утро.
- Комплекс утренней гимнастики.
- Беседа по вопросам «Любите ли вы рисовать?», Что вы любите рисовать?», «Что нужно для рисования?», «Как вы понимаете, что такое живопись?»
- Рассматривание картин И. Машкова «Натюрморт с фруктами» - беседа по содержанию картины.
- Д/и «Что будет, если» - учить замечать последствия своих действий по отношению к природе.
- Дыхательное упражнение «Самолеты».
- Артикуляционная гимнастика «Лошадка».
1. Художественно – эстетическое развитие.
Тема: Кисть рябинки, гроздь калинки…», А. Л. Лыкова, стр. 48.
Задачи: учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору, а листок – приемом ритмичного примакивания ворса кисти; закрепит представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строение; развивать чувство ритма и цвета; воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.
Материал: гуашь, кисточки, вода в непроливайках, тонированная бумага желтого цвета размером А4, ватные палочки.
Ход НОД: 1. Рассматривание букета из веток рябины и чтение стихотворения Е. Михайленко «Кисть рябинки, гроздь калинки». 2. Объяснение приемов и способов рисования кисти рябины (калины). 3. Самостоятельная деятельность детей. 4. Итог.
2. Художественно – эстетическое развитие (музыка по плану музыкального руководителя).
Прогулка.
- Наблюдение за разнообразием птиц (голуби) – уточнить и расширить представление о разнообразии птиц; формировать знания об общих признаках птиц; учить видеть особенности в их строении и поведении.
- П/и «Пчелки и ласточка» - развитие двигательной активности – повторить 5 раз.
- Д/и «Третий лишний» - птицы.
- П/и «Зимующие и перелетные птицы – закрепить знание названий перелетных и зимующих птиц – повторить 5 раз.
- Д/и «Знаешь ли ты …».
2-ая половина дня.
- Комплекс бодрящей гимнастики.
- Чтение сказки Х. К. Андерсена «Старый дом».
- Рассматривание иллюстраций художника А. Архиповой.
- Развивающая образовательная ситуация «Все о живописи» - закреплять представления детей о живописи и ее жанрах.
- Настольно – печатная игра «Маленькие художники».
- Хороводная игра «По ровненькой дорожке» - повторить 3 раза.
Прогулка.
- Наблюдение за солнцем – развивать познавательные интересы; воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
- П/и «Бездомный заяц» - повторить 5 раз.
- Д/и «Времена года».
- П/и «Ловишки» - повторить 5 раз.
- Д/и «Сутки стройся».
Пятница 13. 10.
Утро.
- Комплекс утренней гимнастики.
- Беседа по вопросам «Какой формы бывают архитектурные сооружения?», «Какие детали здания вы знаете?», «Чем сказочные дома отличаются от реальных?» - закреплять знания детей о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.
- Д/и «Дома на разных параллелях» - формировать умение соотносить характер постройки дома с климатическими условиями данной местности, выстраивать логические взаимосвязи между строительным материалом и природой; умение видеть оригинальность построек.
- Рассматривание тематического альбома «Здания».
- Дыхательное упражнение «Колокол».
- Пальчиковая игра «Сорока – Белобока» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Социально – коммуникативное развитие.
Тема: Волшебная пуговица.
Цель: формировать представления детей о предметах окружающего мира, расширять кругозор с помощью познавательно – исследовательской деятельности.
Задачи: познакомить детей с историей происхождения пуговиц; закрепить знания о пуговицах (форма, размер, виды, из какого материала сделаны); стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей, назначения; расширять словарный запас детей, развивать связную речь, память и творческое воображение; развивать образное восприятие истории нашего прошлого, интерес к старинным предметам быта; воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям; формировать навык безопасного поведения при работе с пуговицами; развивать у детей воображение, интерес к творческому процессу; учить создавать цветные композиции из пуговиц по образцу и по замыслу; развивать соотносящие движения руки и глаза, зрительные функции, мелкую моторику рук.
Материал: старинный сундук с одеждой, деревянная шкатулка с пуговицами; презентация «Волшебные пуговицы»; набор разных пуговиц (по форме, размеру, материалу) на каждого ребенка; мягкая игрушка с глазками-пуговицами, изображения картин из пуговиц; разноцветные пуговицы из картона; шкатулки с ячейками для сортировки пуговиц.
Ход НОД: 1. Приветствие. 2. Рассматривание старинного сундука. 3. Чтение стихотворений. 4. Просмотр презентации «Волшебные пуговицы». 5. Беседа по презентации. 6. П/и «Найди пару». 7. Посещение лаборатории. 8. Гимнастика для глаз. 9. Описание пуговиц. 10. Физкультминутка «Пуговицы». 11. Самостоятельная деятельность детей. 12. Итог.
Прогулка.
- Наблюдение за грозой» - продолжать знакомить с природными явлениями; отмечать состояние погоды; воспитывать познавательный интерес к миру природы; развивать любознательность и наблюдательность.
- П/и «Солнечные зайчики» - упражнять в произношении стихотворения в соответствии с движениями – повторить 5 раз.
- Д/и «Когда это бывает?» - закреплять знания детей о частях суток.
- П/и «Солнышко и дождик» - учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их действовать по сигналу воспитателя – повторить 5 раз.
- Д/и «Выдели слово» - развивать слуховое внимание; учить детей отчетливо произносить многосложные слова громко.
2. Физическое развитие.
Тема: «Обезьянки в цирке». Подольская, стр. 158.
Задачи: учить фиксировать внимание на способах лазания по гимнастической стенке; закреплять умение ползать по-пластунски; совершенствовать технику подачи и ловли мяча.
Материал: гимнастическая стенка, 2 мяча (диаметр 20 см, 3 гимнастические скамейки (высота 25 см).
Ход НОД: 1. Вводная часть. 2. Основная часть – общеразвивающие упражнения, основные движения, п/и «Отбей мяч». 3. Заключительная часть.
2-ая половина дня.
- Комплекс бодрящей гимнастики.
- Итоговое мероприятие: литературная викторина по русским народным сказкам
- Развивающая образовательная ситуация «О творческом поиске художника Е. Рачева».
- Рассматривание картины Левитана «Осень».
- Беседа по содержанию картины.
- Хозяйственно – бытовой труд – мытье игрушек, стирка кукольного белья.
- Хороводная игра «Где был Иванушка?» - повторить 3 раза.
Прогулка.
- Наблюдение за разноцветьем листьев – расширять представления об осени как времени года, когда созревают семена, расцвечиваются листья; развивать умения сравнивать объекты по признакам различия и сходства; воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям.
П/и «Охота на зайцев» - развивать ловкость, быстроту реакции – повторить 5 раз.
- Д/и «Найди листок, как на дереве».
- П/и «Хитрая лиса» - повторить 5 раз.
- Д/и «Дерево, кустарник, цветок» - расширять кругозор детей.