Мордовкина Наталья Анатольевна
Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработка открытого урока
Тема урока : Австралия : образ материка.
Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления системы знаний и формирования информационной компетенции в процессе изучения темы.
Образовательная: создать условия для знакомства с историей открытия материка; особенностями ГП Австралии и его влияния на основные черты природы, тектоническое строение материка и соответствующие ему формы рельефа.
Публикация «Открытый урок по географии для учащихся 7 класса „Австралия“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Животные Австралии
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающая цель: формировать информационную компетентность учащихся через организацию работы с различными источниками географической информации (картами, учебником, дополнительными материалами); выявлять причинно-следственные связи; сравнивать природу Австралии и Африки.
Воспитательная цель:
Воспитывать культуру умственного труда: умение аргументировано выражать свое мнение, умение выслушать собеседника; развивать интерес к предмету.
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
Методы:
• частично-поисковый
• проблемный
Приемы:
• беседа
• работа с картой, учебником
• самостоятельная работа
• практическая работа в группах, работа в парах
• индивидуальные задания
• решение логической задачи
Оборудование: фильм «Природа Австралии», учебник, атлас, физическая карта, контурные карты, интерактивная доска, проектор, электронное приложение к учебнику, презентация, маршрутные листы.
Универсальные учебные действия
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Самоопределение: формирование картины мира, географической культуры Целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка Познавательные мотивы, способы решения поставленных задач, считывание информации, анализ, сравнение, выделение причинно-следственных связей Учебное сотрудничество; согласование действий с партнером; постановка вопросов; построение речевых высказываний; умение слушать и слышать.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке. Сегодня мы с вами проведем обычный урок географии, а необычность урока в том, что у нас присутствуют гости, это учителя школ нашего района.
- Все готовы к уроку? Мы с Вами закончили изучение материка Африка и переходим к изучению нового материка, а какого, вы сейчас узнаете.
II. Мотивация учебной деятельности.
Просмотр фильма об Австралии
-Встречали ли мы эти объекты при изучении Африки?
- Где можно их встретить? (в Австралии)
- Как убедиться в том, что вы правы? (изучить материк Австралия)
- Сегодня мы с вами заочно побываем на материке, где всё наоборот, где самые холодные места расположены не на севере, а на юге. Новый год здесь встречают не у камина, а на пляже. «Страна кенгуру», «пятый континент», «музей живых ископаемых». «Терра инкогнита» - «Неизвестная земля»», как только не называли раньше этот континент, который и сейчас остаётся для нас землёй полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Итак, отправляемся в путешествие.
III. Формулирование темы урока и целеполагание, определение путей достижения цели.
- С чего мы начинаем изучение каждого материка.
(С определения его образа).
- Следовательно, как будет звучать тема нашего урока?
(Австралия : образ материка) (Слайд 1)
- Из чего складывается образ материка?
(ГП, особенности природы, рельефа, климата, истории открытия материка, населения)
- Т. е. самых ярких образов, которые отличают Австралию от других материков.
- Следовательно, какие задачи стоят перед нами сегодня на уроке?
( - Знать: историю открытия материка; особенности ГП Австралии, рельефа, климата)
(Слайд 2)
- Сегодня мы познакомимся с ГП, историей открытия и рельефом Австралии.
IV. Актуализация знаний.
1. Создание ситуации затруднения. (Слайд 3)
- Послушайте отрывок из стихотворения Галины Усовой “Австралия – страна наоборот”. Стихотворение поможет нам определить особенности природы Австралии. Итак,
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.
- Изучив Австралию, мы с вами попробуем объяснить строки стихотворения. К нему мы вернемся чуть позже.
2. Особенности ГП. (Слайд 4)
- Чтобы попасть в Австралию, мы должны определить её местоположение.
- Посмотрите на физическую карту мира. Что вы можете сказать о размерах материка Австралия? (самый маленький материк)
- Чтобы узнать точную площадь материка, откройте учебник на с. 120.
- Какова площадь Австралии? (7млн. 700 тыс. кв. км)
- От чего зависят особенности природы материка? (От ГП)
- Мы уже умеем определять ГП материка. Поэтому усложняем прием ---характеризуем ГП Австралии в сравнении с уже изученным материком Африкой.
Будем выполнять практическую работу в группах.
- У вас на партах лежат дневники исследователя с заданием. Записи будете делать в них.
- По окончании работы нужно дать отчет о проделанной работе.
Практическая работа № 4. Сравнение ГП Австралии и Африки. (Слайд 5)
Цель: сравнение ГП Австралии и Африки.
Задачи:
Определить ГП Австралии.
Сравнить ГП Австралии и Африки : выявить черты сходства и различия.
Работа ПО КАРТОЧКАМ:
1-я КАРТОЧКА (Слайды 6)
Определить положение Австралии относительно линий градусной сетки (экватора, нулевого меридиана, тропиков и полярных кругов).
Сравнить с Африкой.
Используемые материалы:
• Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).
• Контурная карта.
• Учебник на стр. 122 рис. 91
(Австралия расположена в южном и восточном полушариях, южный тропик пересекает её почти посередине, южный полярный круг не пересекает;
Африка, в отличие от Австралии, расположена во всех четырех полушариях, южный тропик пересекает Австралию почти посередине, а Африку её в южной части).
2-я (Слайд 7,8)
Определить и подписать на контурной карте крайние точки материка и определить их координаты.
Используемые материалы:
• Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).
( Крайние точки материка:
С. – м. Йорк 10° ю. ш. 142° в. д.
Ю. – м. Саут-Ист – Пойнт 39° ю. ш. 147° в. д.
З. – м. Стип – Поинт 26° ю. ш. 113° в. д.
В. – м. Байрон 28° ю. ш. 153°в. д.)
3-я (Слайд 9,10)
Определить положение Австралии относительно других объектов (океанов, морей, заливов, проливов). Охарактеризовать береговую линию Австралии. Найти ближайшие острова.
Сравнить с Африкой.
Используемые материалы:
• Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).
• Контурная карта.
• Учебник на стр. 120, рис. 90.
(Австралия омывается Индийским и Тихим океанами, Африка – Индийским и Атлантическим.
Береговая линия Австралии и Африки слабо изрезанна;
острова – Тасмания, Новая Гвинея; п-ва – Арнем-Ленд, Кейп-Йорк; моря – Тиморское, Арафурское, Коралловое, Тасманово; заливы – Карпентария, Большой Австралийский, Географа, Спенсер; проливы – Торресов, Бассов;)
4-я (Слайд 11)
Насколько удалена Австралия от других материков и частей света.
Определить протяженность Австралии с севера на юг и с запада на восток.
Сравнить с Африкой.
Используемые материалы:
• Физическая карта Австралии стр. 247 в учебнике (или карта атласа).
• Контурная карта.
• Учебник на стр. 120, рис. 90.
• (Австралия удалена от других материков, ближайшие материки - Антарктида и Евразия расположены на расстоянии 3000 км;
• Африка расположена ближе всего к Евразии.
• ( Протяженность материка с запада на восток: 4000 км.
• Протяженность материка с севера на юг: 3000 км
Африка более вытянута с севера на юг)
(Слайд 12)
- Подведем итог нашей работы.
- Почему много общего в ГП этих материков? (В одних широтах. Время развития, в древности это был единый материк)
3. История открытия. (Слайд 13)
- Отправляемся в дальнейшее путешествие. Определив ГП, мы наконец-то, достигли берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал.
- Теперь нам предстоит познакомиться с историей открытия и исследования Австралии.
- История открытия и исследования материка очень интересна. Австралия была открыта европейцами гораздо позднее остальных материков.
После открытия морского пути в Индию экспедициями Васко да Гамы и Ф. Магеллана, Испания и Португалия безраздельно господствовали на морских просторах. В середине XVII в. им на смену пришли другие морские державы Европы – Голландия, а затем – Англия.
- Сейчас мы послушаем сообщения, которые подготовили ребята. Всех прошу слушать внимательно. На основании прослушанных сообщений сформулируйте ответ, какой вклад в открытие материка внес каждый путешественник. Выводы записываем в дневник исследователя.
(Слайды 14,15,16,17,18)
Записать в тетради
1. Виллем Янсзон совершил первую документально подтвержденную высадку на берег Австралии
2Луи с Ва эс де То ррес о. Новая Гвинея, Торресов пролив
3Абель Тасман доказал, что Австралия – материк.
4Джеймс Кук открыл Австралию для колонизации европейцами
5Метью Флиндерс Большой Барьефный риф, название материка
-Успели сделать записи в маршрутных листах? Проверьте себя. (Слайд 19)
- Кто же из путешественников внес наибольший вклад в открытие Австралии?
Вывод: все названные путешественники внесли свой вклад в открытие и изучение материка.
- Не только голландцы и англичане изучали материк. Там побывали и русские путешественники – Николай Николаевич Миклухо-Маклай – совершил величайшее открытие — открыл папуасов - народ северо-восточного берега Новой Гвинеи (Слайд 20)
4. Решение логической задачи:
- Если вы обратили внимание, открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго – восточного побережья, а не с восточного? А ведь именно с восточной стороны проходили важные морские пути.
- Какое препятствие могли встретить мореплаватели? Ответ на вопрос вы найдете на карте. (На пути моряков встречался Большой Барьерный риф). (Слайд 21)
- Найдите на карте Большой Барьерный риф- главную достопримечательность Австралии, настоящее чудо природы. Он виден из космоса. Это уникальный природный комплекс биологического происхождения Кораллы – колонии небольших морских животных. (Слайд 22)
Отмирающие кораллы оставляют известковые скелеты, из которых и состоят многочисленные острова и выступы рифа. 900 островов растянулись на огромную территорию – более 3000 километров. Своеобразна красота коралловых колоний. Они окрашены в нежные цвета с удивительными сочетаниями розовых, голубых и др. оттенков. Все они напоминают кустарники, поэтому их называют коралловыми садами.
В Большом Барьерном рифе поселяются морские звёзды, морские ежи, улитки, моллюски. Среди моллюсков самые ценные жемчужницы, достигающие размера 1м и более. В их стенках образуются драгоценные жемчужины. (Слайд 23)
Физкультминутка
5. Особенности рельефа материка
- Продолжаем наше исследование. Поработаем - изучим рельеф и полезные ископаемые Австралии.
- Какие карты необходимо использовать для характеристики рельефа и тектонического строения материка? (тектоническая, физическая)
- Открываем нужные карты. (Слайд 24)
- Какая тектоническая структура лежит в основании большей части материка?
(Австралия лежит на древней платформе).
- Сделай предположение, какие формы рельефа будут преобладать на поверхности материка? (равнины, низменности, плоскогорья)
- Соотнеси карту «Строение земной коры» стр 4-5 с физической картой Австралии стр 17 и проверь свои предположения. (Слайд 25).
-Кто хочет поработать у доски? … поможет нам находить нужные объекты.
- Какое плоскогорье находится в западной части материка? (Западно-Австралийское плоскогорье).
- Какие пустыни расположены в центральной части плоскогорья? (Большая Песчаная, Гибсона, Большая пустыня Виктория).
- Какая низменность находится в восточной части материка? (Центральная низменность)
-Есть ли в Австралии высокие горы? (нет)
- Почему горы Австралии низкие? (Смотри карту «Строение земной коры») (это горы древней складчатости)
-Австралия - самый плоский материк в мире!
- Назовите самую высшую точку Австралии. (г. Косцюшко)
- Как называется хребет, где она расположена? (Большой Водораздельный хребет)
- Высочайшую горную система материка называют Австралийские Альпы. (Слайд 26)
- Это единственное место на материке где можно увидеть снегопады. Горные вершины прекрасное место для занятий горнолыжным спортом.
- Можно ли встретить в Австралии сейсмически активные места? Почему? (нет, границы литосферных плит проходят далеко от материка) (Слайд 27)
- Действительно, Австралия самый спокойный в геологическом отношении материк.
- Там нет ни одного действующего вулкана и области землетрясений. Материк, где нет современного оледенения.
- Почему в Африке есть высокие горы, много вулканов, а в Австралии нет? (В Африке есть горы новой складчатости).
- Какими полезными ископаемыми богата Австралия? (Слайд 28) (стр учебника 150, атлас стр 17) (каменным углем, железными и алюминиевыми рудами, свинцом, титаном, ураном, золотом, алмазами).
(Слайд 29)
- С 1851 году австралийский континент является английской колонией. Англия использовала отдаленный континент для ссылки каторжников (люди, которые отбывают срок за какое-то преступление).
-Предположите, что влекло сюда колонистов? (пастбища, золото)
- За последние 200 лет на территорию континента прибыло 160 тыс. заключенных. Интересный факт, что в Австралии меньше всех нарушают законы.
- Там были найдены месторождения золота - и началась «золотая лихорадка»- период активной золотодобычи, которая способствовала притоку переселенцев. Именно здесь находится самый большой в мире карьер по добыче золота. Австралия занимает третье место в мире по его добыче. Самый большой в мире самородок золота - «Желанный незнакомец» весом 70 кг найден в штате Виктория в 1869 г. (Слайд 30)
Практическая работа: нанести на к/к объекты, которые мы называли
- Какие выводы по «Рельефу и полезным ископаемым» мы можем сделать? (Слайд 31)
- Австралия лежит на древней платформе
- В Австралии нет высоких гор, больше низменностей.
- Австралия богата полезными ископаемыми.
-Сравним рельеф Африки и Австралии. В чем сходство и различие? (лежат на древней платформе, преобладают равнины, входили в состав Гондваны;
В Африке проходит граница литосферных плит, есть разломы, молодые горы, бывают землетрясения и вулканизм)
IV. Обобщение и систематизация знаний
Работа над стихотворением.
(Слайд 32)
- Вернемся к стихотворению. Изучив ГП Австрадии, мы сможем уже дать некоторые пояснения. Какие строки стихотворения вы можете объяснить?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами, (находится в Южном полушарии)
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето, (потому что зимой у них лето)
-Какое же время года сейчас в Австралии? (лето)
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот. (Австралия-колония Англии)
- На остальные вопросы мы дадим объяснение на следующем уроке.
Работа с электронным приложением к учебнику.
Нанести географические объекты на карту Австралии.
V. Подведение итогов урока. Составление кластера.
- Ну вот и закончилось наше сегодняшнее знакомство с Австралией. На следующем уроке мы его продолжим.
- Австралийцы очень любят свою страну. Они всегда говорят: «Австралия - самая прекрасная страна в мире». Я вам предлагаю заполнить кластер в маршрутном листе со словом САМЫЙ, характеризующие материк, на котором мы побывали.
Маленький Удаленный Сухой Низкий Малонаселенный Удивительный
Плоский Спокойный
V. Рефлексия.
Заполнение листа самооценки: поставить оценку за урок себе и соседу по парте.
2 .Работа с картой и планом
Задание1. Используя план «Характеристика ГП материка» и физическую карту
Австралии, описать ГП континента.
Задание 2. Используя физическую карту Австралии, опишите береговую
линию.
Задание 3. Работа с текстом учебника.
Австралия-самый плоский материк. Большая часть его представляет собой
равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке.
Задание. на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры»,
«Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе
Австралии и Африки.
Задание 4.
1)Перечислите основные формы рельефа Австралии.
2)Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет?
2 .Работа с картой и планом
Задание1. Используя план «Характеристика ГП материка» и физическую карту
Австралии, описать ГП континента.
Задание 2. Используя физическую карту Австралии, опишите береговую
линию.
Задание 3. Работа с текстом учебника.
Австралия-самый плоский материк. Большая часть его представляет собой
равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке.
Задание. на текст учебника и анализ карт «Строение земной коры»,
«Физическая карта Австралии» выявить сходства и различия в рельефе
Австралии и Африки.
Задание 4.
1)Перечислите основные формы рельефа Австралии.
2)Почему в Африке много вулканов, а в Австралии нет
Ф. И___ Самооценка Оценка учителя
Я умею определять географическое положение материка
Я знаю, какие карты надо использовать и умею читать их
Я могу объяснить особенности рельефа материка
Я умею сравнивать
Я успел (а) выполнить все задания на уроке
Оценка:
VIII. Домашнее задание: с. 120-121, нанести объекты, выделенные в параграфе 31 на контурную карту.