Елена Чебыкина
Открытый урок ИЗО «Метаморфозы цветочного образа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт занятия
Тема урока:
«Метаморфозы цветочного образа»
Тип урока: комбинированный
Цель урока: Развивать умения создавать образ цветка на основе использования композиционных приёмов и изобразительных средств.
Задачи:
(обуч.) актуализировать знания учащихся о роли цветов в жизни человека, о видах и строении цветов;
Познакомить с приёмами организации композиции цветов в творчестве художников;
Публикация «Открытый урок ИЗО „Метаморфозы цветочного образа“» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Цветы. Все о цветах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
(разв.) развивать художественные умения при составлении образа цветка на основе изученных композиционных приёмов и изобразительных средств;
(восп.) воспитывать эстетический вкус, умение видеть прекрасное, формировать способность к эмоциональному восприятию и анализу прожитого художественного опыта.
Планируемый результат
Личностные результаты:
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
Предметные результаты:
уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и художественную деятельность одноклассников с позиции творческих задач темы урока, с точки зрения содержания и средств его выражения;
уметь формулировать тему урока;
уметь выделять главное
Метапредметные результаты:
познание окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации;
умение вступать в речевое общение.
уметь адекватно и эмоционально реагировать на картины художников;
уметь выражать в своем рисунке свои чувства.
Ведущий вид деятельности: продуктивный, творческий, проблемный.
Форма работы: фронтальная и индивидуальная
Методы: объяснительно - иллюстративный, словесный (беседа, практическая работа
Технология:
- проблемного обучения
- информационные
- личностно – ориентированная
- педагогическая мастерская
Зрительный ряд, музыкальный и литературный ряд.
Этапы урока
I. Мотивация к учебной деятельности
(Сопровождение музыкой). (Учащиеся входят в класс, он оформлен вазами с цветами).
Учитель: Взгляните на улицу, какая прекрасная весна! Скажите, с чем ассоциируется у вас слово весна?
У меня с пением птиц, журчанием ручейков, солнышко становится ярким и тёплым, на деревьях появляются почки и всё вокруг наполняется душистым ароматом цветения (только про цветы не говорить).
Ученик: Птицы возвращаются из тёплых краёв в свои родные края. Просыпается природа и её обитатели. Распускаются цветы.
Учитель: Оглянитесь вокруг, что вы видите?
Ученик: Мы оказались в аудитории, которая наполнена множеством цветов (повсюду букеты цветов). В вазах стоят тюльпаны, ирисы, одуванчики, сирень, черёмуха, а также работы студентов с изображением цветов.
Учитель: Цветы – это часть нашей души. Они написаны на полотнах картин, стен, им посвящена музыка, стихи, слова великих писателей, художников, философов, людей искусства. Вот пример, что говорил известный советский кинорежиссер Эльдар Рязанов.
«Хочется рухнуть в траву непомятую, в небо уставить глаза завидущие и окунуться в цветочные запахи, и без конца обожать всё живущее».
Личностные
(желание приобретать новые знания)
II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы
Учитель: Посмотрите, какие цветы нас окружают?
Ученик: Тюльпаны, хризантемы, ирисы, лилия, веточки черёмухи.
Учитель: Какие ещё цветы вы знаете? Где они встречаются?
Ученик: Лютики, пионы, маки. Они растут на лугах, полях, в садах, парках, украшают скверы, клумбы.
Учитель: И так, подведём итог, о чём в дальнейшем мы с вами будем говорить?
Ученик: О цветах.
Учитель: Наша тема называются «Метаморфозы цветочного образа». Кто - нибудь знает, что такое метаморфоза?
Метаморфоза - превращение форм, изменение, преобразование. Философский энциклопедический словарь. 2010.
Учитель: Говоря о цветах, мы мысленно представляем их форму, цвет, размер, ощущаем запах…. Всё это является образом памяти. Мы видим, замечаем, наблюдаем, а наша память непроизвольно запоминает.
Цветы бывают простые и сложные по строению. К простым мы можем отнести ромашку, колокольчик, тюльпан. А вот к сложным отнесём розу, пион, маки, лилию.
Я обожаю цветы лилии. Цветок, высоко ценимый за свою декоративность, неповторимость. Лилия притягивает своей красотой, пленяет сладковатым запахом.
Как и другие цветы имеет двойственное значение, символизируя такие понятия как жизнь и смерть, девственность и плодовитость, женский и мужской принципы.
Как вы знаете, лилия бывает тигровая, королевская, белоснежная, даурская (пенсильванская - занесена в красную книгу, кудреватая. Каждый из этих видов единственный и неповторимый.
Я хочу вам предложить воспроизвести из памяти лилию.
Давайте закроем глаза и представим образ лилии. Какая она у вас? Какие лепестки? Какой ракурс вы выберете сверху, сбоку, снизу.
Ученик: У меня лилия красная с конопушками, лепестки закручиваются и становятся похожи на рога барашка. Точку зрения я выберу с боку.
Учитель: Сейчас вам даётся 4 минуты, вы должны будите сделать акварельный этюд цветка, неповторимого, красивого, индивидуального. Работу выполняйте сразу же красками, используя быструю заливку.
Познавательные
(Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.)
Регулятивные
(Учиться работать по предложенному учителем плану)
Личностные
(Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач)
III. Целеполагание, построение проекта выхода из проблемы (Время заканчивается, я делаю мини выставку)
Учитель: Вы уже закончили, давайте мы сделаем с вами мини выставку. Вы довольны своими работами? (да)
анализируем работы (акцент на минусы)
- Посмотрите на свои работы, как они расположены на ваших листах? (в центре, с краю; маленькие, крупные, средние; ракурс виден в фас)
- Насколько индивидуален, уникален (что в нём неповторимо и отличается от других)
- Линии одинаковые, лепестки одной высоты, ширины и формы, стебель толстый
- Цветовое решение (однотонно, нет переканий из цвета в цвет)
Но я думаю, что вы способны на большее. Вы в этом сомневаетесь? Я вам докажу, что вы можете справиться ещё лучше и нарисовать работы ещё великолепнее.
Давайте познакомимся с творчеством художников, которые изображают цветы.
Для создания таких прекрасных работ художники составляют особую композицию. Ответьте мне, что такое композиция?
Я могу дать подсказку, для меня это гармония сочетаний форм, взаимосвязей частей или цветов.
А теперь отметим, что для вас значит композиция?
Ученик: Композиция — означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. (Сокольникова Н. М.)
Учитель: Композиция, имеет свои закономерности, которым все подчиняются.
Какие же это закономерности:
1. Фрагментарная композиция (на слайде фрагментарная и с пространством работы) Что такое фрагментарность?
(Фрагмент – какая-либо часть целого)
2. Ракурс или точка зрения
(показать ракурс на работах художников, на лилии, а ещё на работах детей).
(Ракурс - объект, точка зрения на него в пространстве)
3. Тоновой и цветовой контраст (цветовых оттенков и переливов)
4. Композиционный центр (приёмы выделения)
5. Ритм (схемы чередование лепестков, тычинок, светлых и тёмных пятен) Загораживание, как приём (один лепесток загораживает другой, поэтому не метрический ритм)
6. Красота линий (волнообразная)
(все эти приёмы вынести на слайд)
Вывод: Посмотрите на свою первую работу, все ли мы использовали композиционные приемы? (Нет). Давайте попытаемся создать ещё одну работу. (Давайте).
Это и будет наша цель, сегодняшнего урока: Создать образ цветка на основе композиционных приёмов.
Отсюда появляются задачи, давайте их сформулируем:
- правильно расположить цветок на листе (горизонтально или вертикально);
- выбрать ракурс или точку зрения (сверху, сбоку, снизу);
- выполнить работу в цвете, с учётом цветового и тонового контраста и выделения композиционного центра;
- ритм и загораживание (лепестков, тычинок)
- красота линий
Познавательные
(Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.)
Коммуникативные (Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника.)
Личностные (стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды)
IV. Реализация построенного проекта Учитель: Сейчас предлагаю обратить своё внимание на доску. Я покажу, как можно выполнить вашу работу в цвете. За основу я возьму один лепесток и выполню в технике письма по сырому.
Педагогический рисунок одного лепестка.
Я показываю, как делать быструю заливку.
Проводи линией некую часть контура, после этого берём снова краску и побольше воды, делаем растяжку. В этот цвет тут же можем добавлять и другой цвет.
К центру мы берём краску ярче, насыщеннее, а к кончикам лепестков менее насыщенно.
Коммуникативные (Уметь слушать и понимать высказывания собеседников)
Познавательные (Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя).
Личностные (участвовать в творческом, созидательном процессе).
V. Первичное закрепление материала
Сейчас каждый выбирает интересный ракурс для своей постановки. При работе не забывайте о задачах, которые перед вами стоят.
И прямо не боясь, смело начинайте рисовать кистью, намешивая цвета.
Учащиеся заканчивают работу, и учитель вывешивает их на доску
Учащиеся выполняют быструю зарисовку уже с учётом изученного и закреплённого.
Кистью намечают расположение цветка, лепестков, их форму.
За 4 минуты до звонка выставляем работы для анализа. Познавательные
(Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса).
Коммуникативные (Умение донести свою позицию до собеседника)
Регулятивные (адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления)
VI. Включение в систему знаний и повторение Учитель: Посмотрите на ваши работы. Какие они получились замечательными, яркие, насыщенные, передают ваши собственные эмоции, при которых вы создавали образ.
Сравните ваши работы с первыми рисунками.
Образ уже изменился, стал индивидуальным, интересным. Точку зрения применили другую, использовали композиционные приёмы.
Наша поляна цветов стала замечательной, хочется окунуться в неё, прижаться щекой к нежнейшим лепесткам лилии. Вдохнуть сладковатый аромат и погрузиться в страну мечтаний.
Регулятивные (адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления)
VII. Самоанализ Рефлексия:
Вспомните, в начале урока я озвучивала тему урока и просила ответить на вопрос: почему я её так назвала «Метаморфозы цветочного образа»?
Ответы учащихся:
Метаморфоза – это же изменение форм.
(А мы разве изменяли форму)
Мы же образ брали из головы, следовательно, и частично интерпретировали, изменяли.
Правильно ребята. Мы сегодня с вами провели необычный урок – образ, погрузились в эту среду и изобразили эти великолепные работы.
Большое спасибо, что были сегодня на моём уроке. Желаю вам дальнейших успехов в искусстве!
Всем досвидания! Счастливого пути!