Кочинова Наталья
Конспект занятия по ознакомлению с природой «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия открытого урока.
Предмет: Ознакомление с природой.
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Обобщить представления о птицах, полученные при наблюдениях за птицами.
Задачи:
• Активизировать представления детей о внешнем виде и повадках птиц;
• Способствовать умению выделять общее и различное в строении разных птиц;
• Установить связь между формой клюва и питанием птиц;
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с природой „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Закрепить элементарные представления о том, чем питаются птицы зимой и понимание того, что необходимо помогать пернатым в зимнее время;
• Воспитать интерес и любовь к птицам;
• Развить словообразовательную функцию, мышление, мелкую моторику рук.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: наблюдения за птицами во время прогулок; рассматривание альбома «Птицы»; загадки, стихи о птицах; чтение В. Бианки «Синичкин календарь»; дидактическая игры «Сложи картинку», «Найди лишнее», «Найди, кого опишу», пальчиковые игры «Птицы», «Кормушка»; п/игры «Гуси, гуси», «Перелёт птиц».
Содержание организованной образовательной деятельности
Воспитатель. Зима – чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. весёлый праздник Новый год. У нас есть тёплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.
Воспитатель. Скажите, почему перед наступлением зимы птицы улетают в тёплые края?
Дети. Потому что холодно и мало корма.
Воспитатель. Видите ли вы каких-нибудь птиц сейчас?
Дети. Да.
Воспитатель. Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети. Зимующие птицы.
Воспитатель. Давайте в ходе дидактической игры «Кто здесь лишний?» назовём зимующих птиц.
Воспитатель показывает картинки, дети называют зимующих птиц и указывают, какие изображения ошибочны: картинки с перелётными птицами.
Воспитатель. Что общего у этих птиц в строении?
Воспитатель показывает модели из серии «Птицы», дети называют отличительные особенности птиц.
Дети. У всех птиц есть две лапы, крылья и клюв, птицы покрыты перьями. Они высиживают яйца, из которых появляются птенцы.
Воспитатель. Чем больше всего отличаются птицы друг от друга?
Дети. Окраской, строением клюва.
Воспитатель. Молодцы, многое знаете о птицах. Давайте поиграем в игру «Где чей клюв?». Сможете ли вы угадать зимующую птицу по клюву?
Воспитатель проводит дидактическую игру «Где чей клюв?»: показывает картинку с изображением клюва, дети описывают форму клюва и называют птицу.
Воспитатель. Молодцы, всех птиц назвали, ничего не перепутали. А скажите, для чего птицам клюв?
Дети. Для питания.
Воспитатель. Тяжело или легко находить птицам корм зимой?
Дети. Тяжело, и поэтому люди должны помогать птицам зимой, подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться.
Вот мы и подошли к кормушке. Какая птица наблюдает за нами? Давайте отгадаем загадку и назовём её.
Воспитатель загадывает загадки:
1. «Зинь, зинь, танн,
Зинь, зинь, танн,
Скинь кафтан». (Синица)
2. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют.
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
3. Птичка-невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
4. Как снег бела,
Как сажа черна,
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес. (Сорока)
5. Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно он будет мой. (Дятел).
Воспитатель. Многое рассказали нам птицы о себе. А как же ночуют птицы?
Дети. Синицы ночуют в дуплах по нескольку птиц, а в сильные морозы даже не вылетают оттуда, воробьи – под крышами домов, тетерева и глухари в лесу спят в снегу.
Воспитатель Теперь давайте подумаем, все ли птицы едят одно и то же? Чем они питаются зимой? Есть ли у них любимое лакомство?
Дети.
• Дятел питается зимой червячками и жучками, которые он достаёт из-под коры деревьев.
• Воробей питается зёрнышками и семечками разных растений.
• Тетерев любит берёзовые почки и серёжки.
• Клёст добывает семечки, вылущивая шишки.
Воспитатель. Да, птицы в природе живут своей жизнью, сами добывают себе пищу, защищаются от мороза, ветра, врагов. Скажите, можем ли мы вмешиваться в их жизнь и поступать с ними, как нам хочется?
Дети. Нет. Есть правила поведения по отношению к птицам.
Воспитатель показывает модели поведения, дети называют соответствующие правила.
Дети.
1. Нельзя разорять птичьи гнёзда.
2. Нельзя подбирать птенцов домой.
3. Нельзя убивать птиц.
4. Надо помогать птицам зимой.
Воспитатель. Всё верно, ребята.
Воспитатель. Читает стихотворение Е. Благининой «Голодно, холодно…»
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетайте в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Гуль-гуль-гуль!
Воспитатель. Ребята, скажите, какими делами именно мы с вами могли бы помочь птицам перезимовать?
Дети. Мы можем птиц зимой подкармливать.
Воспитатель. Молодцы. Давайте мы смастерим кормушку для птиц. Насыплем в неё корма и во время прогулки повесим на дерево. Птички будут к нам прилетать, а мы будем за ними наблюдать.