Елена Чичов
Конспект занятия «Зимующие птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Зимующие птицы нашего края»
Задачи:
Способствовать расширению знаний о жизни зимующих птиц в
нашей климатической зоне.
Уточнить знания детей о многообразии зимующих птиц и их
значении для природы; о видах кормушек и о кормах,
используемых для подкормки зимующих птиц;
Содействовать воспитанию чувства ответственности за жизнь
Публикация «Конспект занятия „Зимующие птицы нашего края“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
пернатых.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран проекционный,
презентация «Зимующие птицы нашего края», группаукрашена снежинками и картинами с изображением зимней природы и зимующих птиц, конверты с заданиями для групповой работы, образцы корма, справочная литература, книги «Зеленые страницы», «Лесная газета».
Ход НОД
I. Организационный момент
Сегодня у нас необычное занятие. Какое время года (Зима).
Она все заколдовала и покрыла снежным покрывалом.
II. Мотивационно- ориентировочный
Посмотрите, какие следы на снегу. Кто рисует на снегу длинные цепочки,
Кто расставил на бегу крестики и точки?
-Птицы, ворона, воробей,дятел.
(Ответы детей)
Давайте, отгадаем загадки про птиц.
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Вс время стучит, Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
III. Поисковый
Что объединяет всех птиц?
-Птицы, которые не улетают на юг.
Как их называют?
-Зимующие птицы
А вы когда–нибудь задумывались о том, как живут наши зимующие
пернатые?
Для чего нужны в природе птицы?
-Птицы радуют нас своим внешним видом, повадками, наполняют наш мир
удивительными звуками- трелями. Птицы – санитары леса. Они способствуют размножению растений. (ответы детей)
Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда блеснт
солнечный луч и осветит запорошенные снегом деревья. И среди
белоснежных хлопьев мы видим на ветвях необыкновенные «цветы». Это
птицы зимнего леса. Вы с ними хорошо знакомы и легко узнаете их по
описанию. Как думаете? Справимся с заданием?
IV. Практический
Работа группами «Опиши птицу».
Воробей - Это маленькая подвижная птица с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми перьями. Клюв твердый к концу заострнный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг
к другу, нахохлившись.
Синица. Это красивая птица. У не на голове черная шапочка, щечки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зелная, а брюшко желтое.
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья и хвост – черные; спина голубовато –серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.
Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.
Сорока. Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый
Ворона. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, крылья и шея- черные, а остальное тело – серое.
Довольна вашими рассказами.
Работа с презентацией. Игра «Угадай, чей голосок»
Вы уже много узнали о жизни пернатых обитателей нашей местности. А
теперь попробуйте узнать их по голосу.
(После прослушивания записи голоса птицы, ребята отгадывают название
птицы, а воспитатель дополняет ответы по каждой птице.)
Воробьи спокойно переносят холод.
Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько, сколько весит сама.
Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых,
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках.
У дятла красивое пестрое оперение: верх тела чрный, на голове и шее белые
пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные.
Это одна из очень полезных птиц наших лесов; в отличие от других, он никуда не улетает на зиму. Работает круглый год по уничтожению вредителей.
Снегирь- нарядная птица.
Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем
спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С
приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
Сорока- черно-белая птица с очень длинным ступенчатым хвостом.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и
галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее – холод или
голод? Почему?
-Холод, зима.
Зимой, когда на землю и деревья ляжет толстый слой снега, для птиц
наступает очень трудное время – настоящая голодовка. Конечно, им страшен
сильный мороз, но обычные зимние морозы сытая птица переживает
спокойно. Усядется где–нибудь в укромном местечке, распушит свои
перышки, чтобы было потеплее и переждет мороз. А вот без еды птице беда.
В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы
замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому у
них одна надежда – на людей. Не зря зимой лесные птицы перебираются
поближе к человеческому жилью.
Как мы с вами можем помочь нашим зимующим птицам?
-разложить корм на снегу, повесть кусочки сала. (ответы детей)
Правильно, но лучше сделать для них кормушки.
Где лучше развешивать кормушки?
-в доступном и спокойном месте, чтобы своевременно подсыпать в кормушки корм (ответы детей)
А сейчас послушайте стихотворение «Новая столовая», которое выучила Настя.
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
Гости в первый день недели к нам синицы прилетели
Воробей, снегирь – сосед, а во вторник, посмотри,
Прилетели снегири. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду. Голубь лакомился кашей, а в четверг со всех краев стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей будет вам зимой обед.
А в субботу на пирог налетело семь сорок. (З. Александрова)
Ребята, а что за корм вы насыпали в кормушки?
-крошки хлеба, зерно, просо, сало, кашу.
А ещ что мы можем предложить нашим пернатым друзьям?
Творческая мастерская
Зарисовки кормушек детьми.
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
«Спасибо вам великое!»
V. Рефлексивно-оценочный
Встаньте, закройте глаза. На правую ладонь мысленно положите знания,
которые были у вас о жизни зимующих птицах до этого занятия, а на левую
– те, которые получили сегодня. Соедините ладошки в «хлопке» и
скажите друг другу «спасибо». На следующих мероприятиях мы узнаем, кто какой корм предпочитает из этих зимующих птиц.