Конева Виктория
Открытое занятие в подготовительной группе «Однажды в секретной лаборатории» по теме «Свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Однажды в секретной лаборатории»
Цель:
Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование; Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов;
Задачи:
- Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.
- Способствовать расширению кругозора детей.
Публикация «Открытое занятие в подготовительной группе „Однажды в секретной лаборатории“ по теме „Свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать.
- Пополнить словарный запас детей.
- Активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
- Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
- Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
- Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес.
Оборудование и материалы:
Бейджики для детей.
Глобус
Письмо от Профессора Знайкина.
Конверт с письмо от мальчика
Конверт с письмо от эскимоса
Письмо от грязной капельки
(Конверты с письмами прикреплены на доске. Конверты пронумерованы)
Столы, накрытые клеенкой.
Для опытов:
- стакан с водой, ложка и сахар
- стакан с водой и растительное масло
- большая прозрачная емкость, сироп, вода, масло, спирт. Болтик, виноградинка, крышка от масла, губка. Витами С шипучий
- бутылка с водой, глубокая тарелка, ложка, полиакрилата натрия
- стакан с водой и маслом, грязь, ложка, воронка, салфетка, ватные диски, бумажный платочек, еще один чистый стакан.
- большая прозрачная емкость с водой, йод, крахмал, аскорбиновая кислота в порошке.
Организационный момент (Слайд 2)
Поздоровалось с людьми
Солнце на рассвете.
«С добрым утром!» -говорит
И большим, и детям.
Утро добрым быть должно,
И хорошим тоже.
Лишь хороший человек
Всё на свете сможет.
Ход занятия.
Слайд 3 (лаборатория)
Я приглашаю вас в СУПЕР СЕКРЕТНУЮ лабораторию.
Дети садятся за стол. Обнаруживают письмо.
Письмо? Давайте его прочитаем.
Слайд 4 (профессор)
Письмо от профессора Знайкина.
Воспитатель читает письмо от профессора.
Я думаю, что нам нельзя терять ни минуты. Давайте срочно приступать к опытам.
Но! Ребята, самое главное, чуть не забыла, нам надо повторить правила поведения в суперсекретной лаборатории.
Правило 1. СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ.
Правило 2. СЛУШАТЬ ВНИМАТЕЛЬНО.
Правило 3. НЕ ТРОГАТЬ ОБОРУДОВАНИЕ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ!
Слайд 5 (правила).
А теперь давайте откроем первый конверт.
Конверт № 1. Глобус и загадка.
Загадка (о воде) и Глобус? Что бы это значило?
Давайте разгадаем загадку, может это прояснит дело?
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (вода)
Загадку отгадали. А у нас в лаборатории есть глобус?
Глобус, это макет нашей планеты Земля. В какие цвета окрашен глобус? Какого цвета суша и горы? А вода? (Ответы детей) Молодцы, правильно: вода – голубого цвета, а суша (земля и горы) – зеленого и коричневого. А если я его сильно раскручу, какого цвета стала наша планета? (Воспитатель с силой прокручивает глобус).
(Ответы детей)
Правильно, весь глобус как будто окрасился голубым цветом.
А теперь посмотрите на экран. Так выглядит наша планета Земля из космоса.
Слайд 6 (с изображением Земли из Космоса)
На снимке видно, что нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле!
Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле?
(Ответы детей)
Правильно, это реки, озёра, моря, океаны.
Слайд 7 (с изображением рек, озёр, морей, океанов)
Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (Ответы детей)
Правильно, вода нужна всем: и растениям, и животным, и птицам, и человеку.
Слайд 8 (с изображением необходимости воды всему живому)
Для чего вода нужна человеку?
Откуда берётся вода в кране?
Мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт, не кончается.
Слайд 9 (вода попадает в дом человека)
В кране вода - из реки, из водоема, из подземных источников. Она прошла большой путь, прежде чем оказалась в кране- по трубам, проложенным человеком, затем через фильтр, чтобы стать чистой.
Может ли вода кончится в кране? Почему?
Как надо относится к воде?
К воде надо бережно относиться, не оставлять открытыми краны.
Конверт № 2. (От мальчика)
Воспитатель читает письмо.
Нам, как будущим ученым, просто необходимо помочь мальчику.
Давайте для этого проведем рад научных опытов.
Опыт № 1.
Слайд 10 (приборы для опыта)
Для опыта нам понадобится стакан с водой, ложка и сахар. Поставьте все перед собой и слушайте меня внимательно.
Воспитатель: Скажите, сахар это жидкость или сыпучий материал? А вода (ответы детей).
Что будет, если мы положим ложку сахара в воду?
Теперь по одной ложке сахара положите в стакан с водой. Посмотрите, что с ним происходит? (ответы детей)
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: Сахар исчезает, растворяется в воде.
Вывод: Сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Опыт № 2.
Переходим к опыту № 2.
Слайд 11 (приборы для опыта)
Вам понадобится тот же стакан с водой и растительное масло. Поставьте все перед собой и слушайте меня внимательно.
Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал? Как вы поняли, что масло жидкость?
(ответы детей)
Что произойдет если мы нальем масло в стакан с водой?
(Ответы детей).
Давайте проверять. Налейте немного масла в стакан с водой и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло? (ответы детей)
Вывод: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель:
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Воспитатель:
А теперь внимание! Отложите в сторону ваши приборы для опытов. Сейчас опыт покажу я!
ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ: сироп+вода+масло+спирт. Болтик+виноградинка+крышка от масла+губка. Витамин С шипучий.
Вывод: Все это жидкости. Это верно. Но почему они не смешиваются? Раскрываю великий секрет! Все эти жидкости имеют разную плотность. Те, что плотнее, упали на дно, а те, что менее плотные легли выше, на них! Запомнили? Плотность!
Физминутка (Слайд 12)
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
Ой, кажется нам пора открывать следующий конверт.
Конверт № 3. (от эскимоса)
Воспитатель читает письмо от эскимоса.
Воспитатель: Странно, мы вроде бы про воду сегодня говорим. Но причем здесь снег? Что такое снег? Вода? Почему?
(Повторить три состояния воды).
Молодцы. Значит мы готовы к следующему опыту.
Опыт № 3.
(полиакрилата натрия и заливаем их 15 мл дистиллированной воды. Пропорция 1/20)
Здесь мы с вами немного поколдуем. Вам понадобится бутылка с водой, глубокая тарелка, ложка и полупрозрачный порошок, он лежит на столе. Поставьте все перед собой и слушайте меня внимательно.
Слайд 13 (с предметами для опыта).
Ребята, а вы знали, что в языке эскимосов есть несколько слов для обозначения снега.
Слайд 14 (виды снега)
Например,
Апут – просто снег.
Кана – падающий снег
Акилокок – мягко падающий снег
Пигнарток – снежный покров, удобный для саней
Пиксирпок – метель. Есть и другие. И это все про снег!
Сейчас будем делать снег. НО! Давайте мальчику эскимосу устроим сюрприз. И сделаем для него не просто снег, а цветной снег. Согласны?
Инструкция: Положите три ложки порошка в тарелку и налейте всю воду из бутылки.
Расскажите мне, что происходит?
Дети описывают происходящее.
Воспитатель: Раскрыть секрет? Порошок, который мы с вами взяли - Полиакрилат натрия. Это вещество, которое очень любит поглощать воду. Он может впитать жидкость в 200—300 раз больше собственной массы. Поэтому полиакрилат мгновенно впитывает воду и сильно набухает, образуя хлопья, похожие на снег. Знаете где используют этот порошок? А гости знают?
Скоро наша лаборатория закроется, а мы еще не все открытия сделали! Скорее скорее. Открываем конверт № 4.
Конверт № 4. (Мировой океан).
Слайд 15 (письмо от мирового океана)
Воспитатель читает письмо.
Это очень неприятная новость. К сожалению так происходит, что вода загрязняется. Как думаете, почему?
Ответы детей.
Что будет, если не беречь воду?
Ответы детей.
Знаете, если мы сразу пойдем спасать мировой океан, у нас может не получится. Давайте потренируемся на нашей реке. Какая река протекает в нашем поселке?
Ответы детей
Да, Чусовая. Согласитесь, что мы часто бываем у реки. Особенно летом. Купаемся, ловим рыбу, просто отдыхаем. Зимой катаемся на лыжах, ходим на зимнюю рыбалку.
Давайте представим, что мы погрузились в воды реки. (Одеть очки для плавания).
Слайд 16 (просто голубой фон)
Как то тут не весело. Все ли здесь в порядке? Или чего-то не хватает?
Дети: Водоросли, рыбы, камни.
Все верно.
Водоросли. Скажите. Можно ли эти растения встретить на лугу, на полянке? Почему?
Слайд 16 (голубой фон+водоросли)
Как стало уютно и красиво в этом доме, но где же жители? Кто живет в реке?
Дети перечисляют: щука, ерш, голавль, малюск, рак, лечинки комаров.
Слайд 16 (голубой фон+водоросли+рыбы+личинки)
А они могут жить где-нибудь на суше? Почему? Дети рассказывают.
Кто живет у реки, рядом с рекой?
Ребята, а ученые говорят, что все они нужны друг другу. Правда ли это?
Зачем на речке комар? Он такой надоедливый, кусается? Представьте, что на нашей речке исчезли все комары. Что будет?
Слайд 16 (убрать комара, убрать хищных рыбок)
Убираем щуку (рассуждения детей).
Можно ли Кого-нибудь убирать?
Верно! Нет! река это сообщество, все здесь живут сообща, все друг другу нужны.
Слайд 16 (все те же и человек)
А человек этому сообществу нужен? (нет, река может жить без человека). Может ли человек прожить без реки? Что даёт человеку река, как ему помогает?
Слайд 16 (плюс грязная капелька)
Посмотрите, к нам гостья
Только она почему-то грустная, надо спросить. Говорит, что вода в реке стала грязная, мутная, капелька даже не видела своих ручек и ножек, раньше она была чистой и прозрачной, а стала грязной. Почему?
Как сделать реку чистой?
Чистая вода это замечательный подарок. К сожалению на земле её становить все меньше и меньше. Мы люди должны быть благодарны рекам за чистую воду, которую они нам дают и платить речкам хорошим и бережным отношением. Поможем капельке из нашей реки, проведем эксперимент по очищению воды.
Чтобы все получилось. Немного передохнем.
Упражнение для рук: ОК-коза. (Через хлопок).
Опыт № 4. Очищение воды.
Ребята, нам понадобиться наш стакан с водой и маслом, грязь, ложка, воронка, салфетка, ватные диски, бумажный платочек, еще один чистый стакан.
Слайд 17 (всё для опыта)
Давайте подумаем, как все эти предметы нам могут помочь очистить воду?
Ответы детей.
Воспитатель показывает этот опыт первым.
Возьмите салфетку, откройте ее, выложите 4 ватных диска, бумажный платок, закройте салфетку. (показывать). Сейчас возьмите чистый стакан. Вставьте в него воронку, в воронку положите салфетку.
Теперь нам понадобиться наш стакан с водой и маслом, мы добавим в него грязи, все размешаем. И аккуратно и медленно начнем переливать грязную воду в стакан с воронкой.
Вывод: Грязная вода проходит через несколько фильтров и становится чистой. Фильтрами служат салфетка, бумажный платочек и ватные диски.
Молодцы!
Уберите в сторону все ваши приборы.
Теперь фокус от меня.
Опыт «Очистка воды»
Оборудование: Большая прозрачная емкость с водой, йод, крахмал, аскорбиновая кислота в порошке. (пара капель йода, крахмал, аскорбиновая кислота)
Итог. Рефлексия. Слайд 18
Понравилось вам быть учеными? Что было особенно интересно?
Какие опыты сегодня мы с вами провели?
Скажите, что интересного вы сегодня узнали?
Кому можно рассказать и показать наш опыт?
Вы сегодня большие молодцы, мне очень понравилось с вами заниматься. Думаю, что профессор Знайкин, будет в восторге от нашей ему помощи.
А мне кажется он уже и так все знает. Посмотрите, к нам пришла посылка!
(В посылке дипломы и подарочки для детей).
Слайд 19
(Презентация к занятию тяжелее допустимого размера. Если интересно, могу отправить по электронной почте)